Альбер Камю, философ-экзистенциалист двадцатого века, утверждал, что человек без этики подобен дикому зверю, свободному в этом мире. В данной статье мы рассмотрим основы этики, включая её предмет, важные вопросы, изучаемые философами-моралистами, различия между моральным субъективизмом и моральным реализмом, знаменитую проблему «есть-должно» и различия между телеологическими и деонтологическими этическими теориями.
Этика как философская дисциплина возникла более 2000 лет назад в Древней Греции. Сократ и софисты, группа учителей из Древних Афин, считаются первыми философами-моралистами в западной цивилизации. Этику часто определяют как изучение морали, однако более точное определение предлагает Джон Ди в своей книге «Введение в этику»:
«Этика — это изучение того, какие хорошие и плохие цели следует преследовать в жизни и что правильно и неправильно делать в образе жизни. Таким образом, это, прежде всего, практическая дисциплина. Её главная цель — определить, как человек должен жить и какие действия он должен совершать в своей жизни».
✅ Определение морали также важно, так как этот термин широко используется в этическом контексте. Дейг определяет мораль в рамках философской этики как «стандарты правильного и мудрого поведения, основанные на разуме, а не на обычаях».
Философы-моралисты стремятся определить, как человек должен действовать в своей жизни, то есть предписывают определённые действия. Поэтому этика относится к нормативной сфере. Антропологи же, напротив, занимаются описанием и объяснением действий и поведения людей, не пытаясь предписывать определённые действия.
Среди других важных вопросов в истории этики можно выделить следующие: что делает действия моральными, то есть хорошими или плохими, правильными или неправильными; и почему человек должен следовать этическим принципам.
Вопросы, связанные с природой этических утверждений, а не с предписаниями о поведении, относятся к метаэтике. Один из ключевых вопросов в рамках метаэтики — является ли мораль объективной.
✅ Философы исследуют объективность морали, чтобы определить, обладают ли моральные суждения ценностью истины. Проще говоря, можно ли назвать их истинными или ложными независимо от личных мнений и установок.
Например, когда мы говорим, что Земля больше Луны или 2 + 2 = 5, мы можем определить, являются ли эти утверждения истинными или ложными в безличном, объективном смысле. Однако вопрос о том, можно ли применить такой подход к моральным суждениям, таким как «воровать неправильно» или «человек должен говорить правду», остаётся актуальным.
Те, кто отрицает возможность истинности или ложности моральных суждений в указанном нами смысле, придерживаются позиции морального или этического субъективизма. Согласно этой точке зрения, моральные суждения представляют собой выражение предпочтений и личных мнений, и поэтому не существует рационального способа выбрать между двумя противоречивыми суждениями.
Противоположная позиция заключается в том, что моральные суждения могут быть истинными или ложными и определяются объективными особенностями мира. Такие философы называются моральными реалистами или моральными объективистами.
✅ Вопрос об объективности морали тесно связан с проблемой «есть-следует», которая была изучена шотландским философом Дэвидом Юмом и легла в основу так называемого закона Юма. Основная задача этой проблемы — определить, можно ли вывести нормативное утверждение из описательных утверждений о мире.
Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа