Страшная новость облетела страну 85 лет назад - 11 мая 1939 года в авиационной катастрофе погибли 31-летняя легендарная советская летчик, Герой Советского Союза (1938), майор авиации Полина Денисовна Осипенко (1907-1939) и 29-летний знаменитый лётчик, Герой Советского Союза (1938), комбриг Анатолий Константинович Серов (1910-1939).
Выпускница курсов птицеводов, заведующая колхозной птицефермой, окончившая в 1932 году Качинскую военно-авиационную школу, Полина Осипенко служила летчиком и командиром звена в истребительной авиации и в 1936-38 годах установила 5 мировых рекордов высоты и дальности полетов для женщин. Второй пилот самолета «Родина», на котором 24-25 сентября 1938 года вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой она совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва - Комсомольск-на-Амуре с установлением женского мирового рекорда дальности полета - прежний рекорд был перекрыт сразу на 1.550 км.
Несчастные женщины испытали страшнейшую болтанку, критическую нехватку кислорода, жуткий холод, из-за которого отказали приборы и прервалась связь с землей. Осипенко ориентировалась по звездам. Марине Расковой пришлось покинуть самолет с парашютом. Полина и Валентина посадили самолет в болото, не выпуская шасси. Вся страна, затаив дыхание, следила за полетом женского экипажа, продолжавшегося 26 часов 29 минут. «Родина» пролетела 6.450 км по ломаной линии и 5.947 – по прямой. Воздушный мост Москва – Дальний Восток был открыт. Летчицы первыми из советских женщин были награждены геройскими звездами.
А Анатолий Серов окончил Военную школу летчиков и летнабов (1931). Работал летчиком-испытателем в Научно-исследовательском летном институте. Звезду Героя получил за бои в небе Испании, где добровольцем сражался с фашистами. В сорока воздушных боях он лично сбил 8 самолетов мятежников и 7 - в группе. В 1938-39 – начальник Главной летной инспекции ВВС. Его супругой была звезда советского экрана Валентина Серова, позже вышедшая замуж за поэта Константина Симонова. Его именем назвали город под Екатеринбургом, а в Воронцовке создали музей.
Их похоронили на Красной площади.
Авиакатастрофа, унесшая жизни Анатолия Серова и Полины Осипенко, была самой известной в том году, однако катастрофы следовали одна за другой. 4 мая самолет ТБ-4 во время учебного полета упал в реку, погибли 12 человек. 28 июля на Калининском полигоне взорвался в воздухе и упал самолет ДБ-3; погиб весь экипаж (4 человека) во главе Героем Советского Союза комдивом В.С. Хользуновым. В августе произошло 4 столкновения самолетов. В одном из них погиб дважды Герой Советского Союза майор С.И. Грицевец.
Если в 1936 году были зарегистрированы 43 катастрофы в строевых частях ВВС и 237 аварий, во время которых погибли 94 человека (налет часов на одно происшествие в среднем составлял 1.590), то в 1938 году – 148 катастроф и 423 аварии, во время которых погибли 273 человека (налет 933 часа). То есть летчиков стали готовить ударными темпами; время учебы и учебных полетов было сокращено до непозволительного минимума. Свою роль сыграло и невысокое качество отечественных самолетов.
* * *
Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.