Найти в Дзене
Друг Истории

Сериал “Истребители. Битва за Крым”. Выдумки, ляпы и реалии схватки "за вертикаль". Самолеты, люди, война

Оглавление

На телевизионный экран ко дню Победы и 80-ой годовщине освобождения Крыма вышел третий сезон военной драмы “Истребители”. Концепция увлекательного сериала к 2024г. претерпела заметные изменения. Кино стало более жестко-лаконичным, остро-приключенческим, потеряло часть душевности, которая так привлекала в 1-м и 2-м сезонах. Главные герои поменялись, как и артисты (и режиссер). Вальяжного, интеллигентного Дюжева сменил Петренко. А Вилкову вернули к счастью “с другого света” и одели на неё очки, превратив из отличного летчика в отличного инженера.

Сериал Истребители 3. В роли Александра Романова - Игорь Петренко, Елены Сотниковой - Екатерина Вилкова, летчика Соломатина - Игорь Прокопенко, Вальтера Ленца - Сергей Комаров. Отзывы. Впечатления
Сериал Истребители 3. В роли Александра Романова - Игорь Петренко, Елены Сотниковой - Екатерина Вилкова, летчика Соломатина - Игорь Прокопенко, Вальтера Ленца - Сергей Комаров. Отзывы. Впечатления

Особенности 3-го сезона

Ставший традиционным негативный персонаж из НКВД, который изо всех сил досаждает главному герою, трансформировался из идиота в негодяя и насильника Сорокина. При этом играет артист Анатолий Кот так отлично, что радуешься от души, когда его самого в 6-ой серии берут под арест. Едва ли финальная гибель немецкого аса Шольбе в поединке с нашим ястребком доставляет большее удовольствие, чем арест полковника НКВД.

Товарищ полковник, пройдемте с нами. -  А в чем дело? -  Там объяснят, пройдемте. В роли Владлена Сорокина - Анатолий Кот
Товарищ полковник, пройдемте с нами. - А в чем дело? - Там объяснят, пройдемте. В роли Владлена Сорокина - Анатолий Кот

Если в первом сезоне Истребителей расстрел летчика Михалева за отказ выполнить задание является драматическим, но коротким эпизодом, то тема штрафников-летчиков в первых сериях 3-ого сезона становится флагманской, своего рода Штрафбатом 1+.

Для любителей Истории важно то, что в новом сезоне стали более строгими хронологические рамки в плане привязки к конкретным военным операциям – речь идет о подготовке к освобождению Крыма от фашистов в 1944г. А изюминкой режиссера Антона Сиверса стала привязка сюжета к истории принятия на вооружение истребителя Як-9У (Улучшенный) очередной модификации в модельном ряду ОКБ Яковлева. Здесь можно проследить определенную преемственность с фильмами Т-34 и Летчик, в которых лучшие образцы советской военной техники являются также главными участниками картины, наряду с людьми. И если с людьми, и с характерами в основном всё хорошо, - образы соответствуют художественному жанру, то техническая и историческая части требуют строгих комментариев в образовательных целях.

В фильме "Летчик" Рената Давлетьярова двухместный штурмовик Ил-2 отправляют аж в 1941 год
В фильме "Летчик" Рената Давлетьярова двухместный штурмовик Ил-2 отправляют аж в 1941 год

На каких самолетах летали в 1944 на Крым

Жаль, как бы не хотелось создателям кино, скоростные истребители с новым двигателем Як-9У не так уж легендарны как Т-34 и Ил-2 и эти самолеты, увы, всё-таки не успели подготовить к фронтовым испытаниям ко времени полного освобождения Крыма (12.05.1944). Только к концу июля 1944г. 42 гв. ИАП, а следом и другие полки (761 и 163 иап) получил наши новые Як-9У для переобучения и фронтовой апробации. Тем не менее в кино решили задействовать наши яки раньше, чтобы связать воедино две темы – легендарная военная техника и освобождение Крыма воедино. Подобные приемы с забеганием вперед зритель видел в фильмах “Иван Денисович” (76 мм пушка ЗИС-3) и “Летчик” (двухместный Ил-2). Только подобное ускорение технического прогресса в тех режиссерских пробах пера не носило концептуальный характер. Ничего бы по смыслу не поменялось в тех кинокартинах, если бы такого опережения хода времени не было бы, чуть бы изменилась картинка с датами событий и всё. Здесь же художественная сдвижка во времени принципиальна. Прямо разрывает всё документальное мышление дилемма-драма: Или Як-9У, или освобождение Крыма.

Як-9У ВК-107А из ранних серий то есть 1944-45гг. https://grafiq.ru/yakovlev-yak-9u/
Як-9У ВК-107А из ранних серий то есть 1944-45гг. https://grafiq.ru/yakovlev-yak-9u/

Примечательно, что из отчетов 4 (ва) воздушной армии (которая действовала со стороны Кавказа) следует, что весной 1944г. в ней вообще не было Як-9, 7 и 3. Было минимальное число Як-1 (17 на 10.04.1944, к началу Крымской операции 08.04.-12.05.1944), а в основном работали истребители аэрокобра (80) и ЛАГГ-3 (139). Во 2 гв. иад, действующей в ПВО Керченского полуострова, были истребители Киттихаук, Ла-5, Як-7б. В ВВС Черн. Флота 6 гв. иап летал на Як-9 и базировался в аэр. Анапы, т.е. он наиболее подходит под наш "киношный" полк, хотя он и армейский, не флотский. Пикирующие бомбардировщики Пе-2 в 366 орап (отд.разведывательный авиаполк 18 - Пе-2 и 3 Б-20) 4 ВА, которых в сериале прикрывают истребители 267-ого полка, выполняли исключительно задачи разведки. Даже в начале наступления на Керченском полуострове 11 апреля 1944 366 орап сбросил на противника всего 6 авиабомб ФАБ-100. На бомбардировку наши летчики летали на американских бомбардировщиках бостон, поставленных по лендлизу, ДБ-3 и У-2.

Пикирующие бомбардировщики Пе-2 идут на задание. Кадр из фильма
Пикирующие бомбардировщики Пе-2 идут на задание. Кадр из фильма

Як-9У или не он?

Само собой разумеется, что приключенческий жанр и не предполагает особой строгости в обращении с историческим материалом. Поэтому стоит воспринимать только как художественную выдумку утверждение о том, что 267 гв.истребительный полк, базирующийся по сюжету в Краснодарском крае под Анапой, получает первым истребители Як-9У весной 1944г. На самом деле 267 иап 2 гв.истребительной авиадивизии получил зимой-весной 1944г. самолеты Як-9T. Также замечу, что с 20.01 по май 1944г. 267 истребительный авиационный полк находился в резерве РГК, то есть не принимал участия в боевых действиях в отличие от киношного полка-“тёзки”.

Кстати, истребителей Як-9У не нашлось не только для настоящего полка, но и, к сожалению, для киношного 267-ого полка. Зритель в кадре постоянно видит прямую мачту антенны сзади кабины пилота, что является признаком первых 24 серий Як-9. На Як-9У военной поры устанавливалась безмачтовая антенна. Даром, что ли родилась легенда об этой машине в т.ч. из показаний одного пленного немецкого летчика: “Наше командование отдало приказ: с самолетами типа Як, не имеющими мачты антенны, в бой не вступать”. Мимо этого цитируемого по Як-9У свидетельства создатели сериала просто не могли пройти, но почему-то прошли. Видимо, не было в наличии нужного самолета.

"Смотрите, мужики, новые яки.... Фонарь длиннее и кабина без мачты". Кадр и текст из сериала. Некоторое жонглирование в тексте - у всех Яков до девяток была кабина (фонарь) без мачты антенны, она стояла за ней, а у Як-9У её вообще не было ни в кабине, ни за кабиной (как здесь). Ляп
"Смотрите, мужики, новые яки.... Фонарь длиннее и кабина без мачты". Кадр и текст из сериала. Некоторое жонглирование в тексте - у всех Яков до девяток была кабина (фонарь) без мачты антенны, она стояла за ней, а у Як-9У её вообще не было ни в кабине, ни за кабиной (как здесь). Ляп
вид на мачту антенну Яка сзади. Кадр из сериала. По утверждению Barbazon это Як-1  или Як-3
вид на мачту антенну Яка сзади. Кадр из сериала. По утверждению Barbazon это Як-1 или Як-3

Бомбометание истребителей

Другой хронологической натяжкой в кино является штурмовая атака истребителями штрафниками “Савельевского” моста зимой 1943/44 года. В фильме явно подразумевается модификация Як-9Б, истребителя-бомбардировщика, у которого было 4 бомбовых отсека для 4 фугасных бомб ФАБ-100 или кассет (по 32) ПТАБ. На самом деле модификация Як-9Д в Як-9Б была произведена к 20.03.1944. Но изготовление изготовлением, а информация о боевом применении Як-9Б (первоначально обозначался Як-9Л) относится уже к октябрю 1944 в 130 ИАД на 3 Белорусском фронте.

атака истребителя на пологом пикировании или бреющем полете на опору моста  - оцените задачу Акробата- летчика Кириллова ( его играет Антон Батырев)
атака истребителя на пологом пикировании или бреющем полете на опору моста - оцените задачу Акробата- летчика Кириллова ( его играет Антон Батырев)
Попытка Ерохина открыть бомбоотсек в кино для сброса бомб. Вообще то на всех остальных Яках (кроме и до Як-9Б) бомбы подвешивались снаружи.
Попытка Ерохина открыть бомбоотсек в кино для сброса бомб. Вообще то на всех остальных Яках (кроме и до Як-9Б) бомбы подвешивались снаружи.

Как вы можете догадаться, прицельность бомбометания была тогда не на самом высоком уровне. Что ж, главное – идея. Оцените задумку сценариста (или летчика Романова), летчик на бреющем полете при подлете к опоре моста должен бросить бомбы, которые за счет инерции пролетят вслед за самолетом и угодят в опору моста не сверху, а под небольшим углом к горизонтали. Неудивительно, что и в кино летчик Ерохин после неудачи с бомбометанием Акробата и повреждением троса пошел самоотверженно на испытанный Гастелло таран для уничтожения моста. Так, 8 октября 1941 года военный летчик капитан Алексей Рогов совершил «огненный таран» моста на ПЕ-3 (дальний истребитель) через реку Угра, по которому переправлялись немецкие войска.

сброс бомб на опору в фильме. кадр из сериала
сброс бомб на опору в фильме. кадр из сериала
Пикирование летчика Ерохина на цистерны на мосту. В роли Ерохина Иван Клещевников
Пикирование летчика Ерохина на цистерны на мосту. В роли Ерохина Иван Клещевников

Радары в кино

Сюжет воздушной битвы за Крым вертится вокруг проблемы раннего обнаружения немцами подлета наших самолетов за счет мощного радара (и шпионских донесений Таисии). Нет спора о том, что у немцев была радиолокационная аппаратура в Европе. Работала РЛС дальнего обнаружения в нашей 8 воздушной армии в Северной Таврии и 4 ва (Рус-2) на Тамани. Но помогали ли радары немцам в Крыму и были ли они там? Вопрос, конечно, интересный. Из литературы следует, что у немцев в Крыму на Керченском полуострове работали звукоулавливатели, которые, конечно, не столь эффективны, как РЛС. Но разведка 4 воздушной армии докладывала о 22 прожекторах и не упоминала про радары. Неудачи (т.е.немалые потери) наших 2 налетов штурмовиков в марте 1944г. объясняются плохим взаимодействием внутри авиаколонн. Передовой колонне удается внезапно добраться до противника, но сильная растянутость в построении позволяла немцам прийти в себя и открывать зенитный огонь. Растянутость уменьшала и эффективность поддержки со стороны истребителей против немецкой авиации.

Немецкий радар в сериале. Любопытно, что наша разведка (в том числе авиационная) не оставила свидетельств о наличии РЛС у немцев.
Немецкий радар в сериале. Любопытно, что наша разведка (в том числе авиационная) не оставила свидетельств о наличии РЛС у немцев.

Немецкие самолеты

Возможно, в учебном воздушном поединке советского летчика Романова на Як-9У и немца Шольбе на мессере с последующим побегом немца зрители без труда разглядят перевернутый сюжет легендарного фильма Т-34. Там сражался на полигоне советский пленный танкист, здесь - пленный немецкий лётчик. Конечно, поединок - это художественная придумка, как и его участники.

На поединке. Берия конструктору Яковлеву: У вас все готово? В роли Берии Адам Булгучев, в роли Яковлева - Артем Алексеев, в роли Устиновского (слева) Максим Литовченко. Одних модификаций Як-9 было сделано 22, из них 15 пошли в серию. Наиболее удачна Як-9М
На поединке. Берия конструктору Яковлеву: У вас все готово? В роли Берии Адам Булгучев, в роли Яковлева - Артем Алексеев, в роли Устиновского (слева) Максим Литовченко. Одних модификаций Як-9 было сделано 22, из них 15 пошли в серию. Наиболее удачна Як-9М

Интересно, что, вернувшись к своим, Шольбе узнает, что у него, о, новый самолет- мессершмитт, который более скороподъёмен и мощнее, чем привычная версия G-4. По контексту можно подумать, что речь идет о Bf.109 G-5/AS или Bf.109 G-6/AS, с улучшенными двигателями. Оба “типа” начали поступать в войска в апреле 1944г. Как бы там ни было с ними, Яки обладали большей маневренностью в горизонтальной плоскости, а мессеры пытались использовать преимущества в вертикальном маневре. Именно наш Як-9У обладал особенно хорошей вертикальной маневренностью.

Мессершмитт Bf.109 G-5/AS. W.Nr 110064 майор Gunther Specht Stab II/JG11 Eschborn, 8 апреля 1944. https://grafiq.ru/portfolio/messerschmitt-bf-109-g-5/ По утверждению Barbazon,  в кино снималась более старая модель Bf109 E.
Мессершмитт Bf.109 G-5/AS. W.Nr 110064 майор Gunther Specht Stab II/JG11 Eschborn, 8 апреля 1944. https://grafiq.ru/portfolio/messerschmitt-bf-109-g-5/ По утверждению Barbazon, в кино снималась более старая модель Bf109 E.
Романов атакует сверху и сбивает Шольбе как раз на вертикали. По сюжету немецкий летчик ослеп на мгновение от яркой вспышки и потерял контроль за ситуацией. В роли Шольбе Петр Рыков
Романов атакует сверху и сбивает Шольбе как раз на вертикали. По сюжету немецкий летчик ослеп на мгновение от яркой вспышки и потерял контроль за ситуацией. В роли Шольбе Петр Рыков

Моторы самолетов

Основные проблемы у Як-9У возникали при эксплуатации мотора ВК-107А. В фильме это представили как выбивание масла из двигателя на высоте свыше 3500 м вследствие роста нагрузки на мотор и его тряски. Нагревание масла приводило к возгоранию. Решили проблему в кино заменой стандартных амортизаторов на крепление двигателя к мотораме и перенесением маслорадиатора. В принципе упрощенно обрисовано верно. В 1943г. на новый самолет установили новые радиаторы ОП-554 и ОП-555 с большей рабочей поверхностью, для улучшения охлаждения воды и масла. Маслорадиатор перенесли в центроплан крыла, как на истребителе Як-3.. и т.д даже перенесли крыло самолета вперед на 100 мм... Часть дефектов была устранена, но проблемы остались, ведущие при усиленной эксплуатации к быстрому износу двигателя.

Летчик Микоян вспоминал:” Он (Як -9У) появился, по-моему, только в 44-м году. На нем стоял мотор М-107. Я на нем летал как перегонщик. Двигатель на рулежке грелся ужасно. Это был его основной недостаток. Главное было успеть дорулить до старта и начать взлет. Если не успел, а у меня так один раз было, приходилось выключать и сидеть, ждать, пока остынет. А когда начинаешь взлет, скорость примерно километров 50 — 70, он начинается охлаждаться, уже температура падает. А скорость самолета была заметно больше, чем на обычных Як-9. Я у земли как-то разогнал его до 595 км/ч.”

Устиновский: Орденом Трудового Красного Знамени (за создание Як-9У) награждается Сотникова Елена Сергеевна. Образ Сотниковой собирательный. Наиболее близкий прототип Елизавета Шахатуни (1911-2011), работавшая в ОКБ Яковлева вместе с мужем, конструктором О.К.Антоновым. К созданию Як-9У она не имела отношение, судя по биографии.
Устиновский: Орденом Трудового Красного Знамени (за создание Як-9У) награждается Сотникова Елена Сергеевна. Образ Сотниковой собирательный. Наиболее близкий прототип Елизавета Шахатуни (1911-2011), работавшая в ОКБ Яковлева вместе с мужем, конструктором О.К.Антоновым. К созданию Як-9У она не имела отношение, судя по биографии.

Проблема бед крылась в стремлении добиться большой мощности двигателя. Авария Як-9У в кино и гибель испытателя Трофимова имеют основания в аварии 25 февраля 1943 летчика П.М.Стефановского (1903-1976). Воспламенение произошло из-за нарушения соединений защитного кожуха дополнительного выхлопного патрубка, расположенного внутри развала блоков цилиндра, то есть в горячей зоне. Видимо, тряска привела к нарушению соединения, а далее было воспламенение паров бензина и потеков масла вокруг выхлопного патрубка.

Сотникова: Вибрация началась после дачи форсажа, а дальше многократно усиливалась. Так? Устинов: Все верно. Сотникова: Она могла возникнуть из за проблем с амортизацией моторамы
Сотникова: Вибрация началась после дачи форсажа, а дальше многократно усиливалась. Так? Устинов: Все верно. Сотникова: Она могла возникнуть из за проблем с амортизацией моторамы

Штрафники-летчики

В сюжете с отправкой Героя Советского Союза Романова в штрафную эскадрилью прослеживается реальная история. В известной книге Звягинцева “Трибунал для “сталинских соколов” есть похожий рассказ о летчике, балтийском асе Георгии Дмитриевиче Костылеве (1913-1960). В феврале 1943г. он попал в гости в блокадном Ленинграде к "умеющим жить" людям. Возмущенный изысканными яствами и коллекционными винами, геройский лётчик стал крушить сервировку и наподдал майору интендантской службы, пытавшемуся защитить хрусталь. За драку Костылева направили на 2 месяца в настоящий штрафбат –т.е. в пехоту, а не в штрафную эскадрилью. Как умудрились во внесудебном порядке отправить в штрафэскадрилью ( которые к тому времени уже вышли в небытие) уже готового Героя Советского Союза, - вопрос к авторам сериала.

До окончания войны время еще есть. Франшиза по самолетам открыта). Возможно, выйдет и 4-ый сезон Истребители.

Продолжение об авиации в сериале Битва за Крым см.

Обзор включен в подборку Военные фильмы (здесь) и подборку Авиация и космос.

Признателен за лайки, подписку и донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег (с), Друг Истории №261, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории.