Тише едешь – дальше будешь. Импортозамещение и испытания по лайнеру МС-21 требуют времени Август - это месяц сюрпризов. Чтобы удостовериться в том, что всё идет по плану, я жду исполнения одного обещания этого лета. Читаю в СМИ. - Первый полет полностью импортозамещенного среднемагистрального лайнера МС-21 (бортовой номер 73057) со всеми российскими системами ожидается в августе текущего (2025) года. Кстати, этот самолет (73057) уже летал (с 2021г.), не будучи полностью импортозамещенным. Это уже давняя история - 28 мая 2017 года состоялся первый полёт среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21-300, но это был самолет с американским двигателем и иностранными композитами и всем прочим. Чуть позже на МАКС-2021 в июле 2021 состоялся показательный полет МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Время шло. В июле 2025 сообщалось Ростехом о том, что в настоящее время готово 14 МС-21. Сколько из них "американских" т.е. с американским двигателем МС-21-300?, думаю - 6. Главное, что ни один из МС-21 на пассажирских рейсах до сих пор не летает, хотя самолет МС-21-310 с российским двигателем и российским композитным крылом сертифицирован ещё 29 декабря 2022г.! Однако, как говорится, есть НО, нюансы. Надо еще сертифицировать все системы самолета! Да и с тем же двигателем получилось так, что сертификация 2022 была неполной и ещё два года ушло на то, чтобы провести испытания для снятия ограничений на работу двигателя в условиях обледенения при температуре воздуха ниже -10 градусов Цельсия. Для России – фактор минусовой температуры, это существенно. Да еще учтите, что при поднятии вверх на 1000 м температура воздуха понижается на 5 - 6' С. Другими словами, в 2022г. у нас сертифицировали самолет МС-21-310 для полетов летом и очень низко, учитывая, что “обычные” его полеты проходят на высоте 10-11 км. Всё хорошо, что хорошо кончается. Наконец, 25 декабря 2024г. было ещё раз заявлено о сертификации пермского двигателя ПД-14 с учетом фактора обледенения. Однако в рамках всё той же сертификации самолёта ещё предстоит пройти испытания МС-21-310 в условиях естественного обледенения в Архангельске. К слову, аналогичные эксплуатационные испытания “американского” МС-21-300 успешно в Архангельске прошли в марте 2021г. Каждый этап импортозамещения влияет на процесс сертификации. Наиболее яркое техническое свидетельство тому — обстоятельство, что импортозамещение композитов и бортового оборудования привело к утяжелению самолёта, а не только повышению грузоподъемности. Заметьте, пассажирская вместимость в МС-21-310 за счет уплотнения вроде возросла с 175 до 211, но расчетный вес одного пассажира с багажом (макс.коммерческая нагрузка) снизился с 120,6 кг МС-21-300 (в целом 21,1 т) до 100,9 кг (21,3 т). Сколько весит 36 дополнительных кресел? Неужели 5 тонн? В сентябре 2024 заявлялось о повышении максимальной взлетной массы на 5,75 т до 85 т. Сравните, летом 2017 заявлялось о максимальной взлетной массе МС-21-200 72,5 тонны, а МС-21-300 79,25 тонны. Что подразумевают под полностью импортозамещенным МС-21-310? В частично импортозамещенном МС-21-310 (бортовой номер 73055), чьи сертификационные полеты начались в конце июня 2025г.!, используются импортные приводы, тормоза и электрогенераторы. И сертификация его должна завершиться в конце лета 2026 г. или к осени 2026г. Видимо, после этого можно будет говорить о серийном производстве МС-21-310. А как вариант для серийного производства, очевидно, подразумевается и полностью импортозамещенный МС-21, взлета которого (73057) так ждут в августе. Между прочим, еще надо провести в полном объеме испытания для сертификации отечественной авионики, а также проверку на эффект шимми – на возникновение быстрых колебаний на рулевых колесах в момент взлета и посадки. Как ретро воспоминание – мое видео полета МС-21-300 24 июля 2021 на Макс-2021 Душин Олег ©, Друг Истории, подборка Авиация. Космос на первом фото частично импортозамещённый борт 73055. Ист. фото - здесь, на втором и третьем фото полностью импортозамещенный борт 73057 в Иркутске в процессе подготовки Ист. фото - здесь
1 месяц назад