Найти тему
Друг Истории

Фильм “Воздух”. Факты, вымыслы и подлинная история женщин, лётчиков-истребителей

На экраны кинотеатров вышел фильм “Воздух” режиссера Германа младшего, посвященный всем женщинам, приближавшим победу в Великой Отечественной войне. Режиссером “реконструирована” жизнь женской истребительной эскадрильи, которую “мотает” по фронтам. Образ героинь фильма является собирательным, хотя главная героиня Евгения (Анастасия Талызина) напоминает внешне Героя Советского Союза Лидию Литвяк (1921-1942). Казалось бы, фильм должен был быть посвящён женскому истребительному полку - 586 иап, единственному в своём роде на Отечественной войне. Но фильм “Воздух” соткан из всевозможных парадоксов, и один из них пытается обозначить вообще женщину на войне, не привязываясь к условностям отдельного полка и даже рода войск. Тем не менее фильм всё-таки носит авиационный характер и в задачу нашего очерка входит рассмотрение его соответствия историческим реалиям.

Афиша фильма, который вызывает неоднозначные отзывы. В любом случае, молодец режиссер, что нашел самолеты Як-1, показал действие и героизм летчиков. Сценаристы Алексей Герман мл. и Елена Киселева
Афиша фильма, который вызывает неоднозначные отзывы. В любом случае, молодец режиссер, что нашел самолеты Як-1, показал действие и героизм летчиков. Сценаристы Алексей Герман мл. и Елена Киселева

“Воздух” начинается с того, что эскадрилья девушек-новичков прибывает в состав “мужского” истребительного полка на Дорогу жизни - ВАД 102 у Ладожского озера. Первая дата, называемая в фильме, - 21 апреля 1942г. носит неслучайный характер. По сюжету из-за убыли мужчин-пилотов после 21 апреля женская эскадрилья допускается к боевым вылетам. Тогда как дорога жизни в блокадный Ленинград окончательно “встала” из-за таяния льдов на Ладоге 24 апреля 1942г. - при запрете ездить по ней без особых пропусков с 12.00 21 апреля (причём людей по ней перестали эвакуировать много раньше - 12 апреля. Только вот последнее обстоятельство не мешает в кино везти эвакуированных к озеру "без льда" и после 21 апреля). Что бы там ни было, первые трагические кадры на экране – это немецкая бомбежка машин, везущих ленинградцев из блокадного города. Сцена призвана помочь осознать необходимость жертвенной работы летчиков, вне зависимости - работает Дорога жизни или нет. Да, небольшая натяжка в том, что истребительный “кино”полк продолжает защищать в т.ч. эвакуацию из Ленинграда “любой ценой” и в конце апреля - именно в то время, когда она уже не происходила.

сцена бомбежки дороги жизни
сцена бомбежки дороги жизни

Навигация на Ладоге открылась только 20 мая 1942г., впрочем, льда на озере мы никакого на экране не наблюдаем. Это выглядит просто критической придиркой к тому, что сценаристы с эвакуацией людей в конце апреля попали в "хронологическую ловушку".

Командира полка сыграл Сергей Безруков.
Командира полка сыграл Сергей Безруков.

Так получилось, что звеньев и эскадрилий женщин-истребителей на Ленинградском фронте, в блокаду не было, хотя летать отдельные женщины в Ленинград на сопровождении грузовых самолетов ЛИ-2 могли. Не летал над дорогой жизни и немецкий ас-бомбардировщик Ганс-Ульрих Рудель, чье имя, похоже, заимствовали в фильме для немецкого летчика Ульриха. Моё первое замечание по теме авиации носит технический характер. Почему-то наши самолеты паркуются у самой кромки воды озера под какой-то жидкой маскировочной сеткой. На ВАД 102 аэродром авиаторов Балтийского флота находился в Выставе - не на самом берегу, а в нескольких километрах от него. На ВАД 101 на западном берегу Ладоги один из резервных аэродромов был у д. Морье, но и там как-то странно было бы парковать самолеты у воды.

Видимо, в этом кадре подразумевается западное побережье Ладоги, хотя ВАД 102 - отходила от восточного побережья. В Выставе самолеты маскировались в лесу, почему они открыто, по мнению режиссера, могли стоять на западном побережье да ещё так близко друг от друга для удобства их бомбежки немцами -  непонятно. Очевидные ляпы
Видимо, в этом кадре подразумевается западное побережье Ладоги, хотя ВАД 102 - отходила от восточного побережья. В Выставе самолеты маскировались в лесу, почему они открыто, по мнению режиссера, могли стоять на западном побережье да ещё так близко друг от друга для удобства их бомбежки немцами - непонятно. Очевидные ляпы

Первая проблема женщин лётчиц на войне. Девушек на Ладоге сначала не допускают к боевым вылетам. Однако вскоре потери мужчин-пилотов вынуждают пустить в дело и слабый пол. Командир полка отправляет в бой необстрелянных пилотов сразу всей эскадрильей.

Рита: Зачем ты отправляешь, девчонок? Они еще не готовы. Я бы дала время на освоение. Комполка Астафьев: Рита, у меня приказ защищать дорогу любой ценой. В роли Риты - Елена Лядова По сюжету она погибнет 28 апреля 1942, в этот день по льду Ладоги пешком прошло армейское пополнение в Ленинград, - последнее использование ледовой дороги.
Рита: Зачем ты отправляешь, девчонок? Они еще не готовы. Я бы дала время на освоение. Комполка Астафьев: Рита, у меня приказ защищать дорогу любой ценой. В роли Риты - Елена Лядова По сюжету она погибнет 28 апреля 1942, в этот день по льду Ладоги пешком прошло армейское пополнение в Ленинград, - последнее использование ледовой дороги.

Так у зрителей складывается впечатление, что 1) девушек только что выпустили из авиационных училищ и 2) их пускают в дело, поскольку не хватает мужчин. Смею утверждать, что это не совсем верное впечатление. А. Герман младший изрядно переиначил ситуацию с точки зрения Истории.

Общее построение эскадрильи. В женском истребительном полку  (586) и механики были женского пола, как и в кино.
Общее построение эскадрильи. В женском истребительном полку (586) и механики были женского пола, как и в кино.

Мужчин истребителей на фронтах хватало, скорее не хватало самолетов. Создание женских летных полков по инициативе М.Расковой в 1941г. происходило из-за желания использовать немалый потенциал довоенной лётной подготовки в т.ч. женщин в системе Осоавиахима. Так, 586 истребительный авиаполк (иап) был сформирован в основном из женщин-инструкторов по полетам, имеющих солидную лётную подготовку. В мае 1942г. полк стал работать в Саратовско-Балашовской зоне ПВО. Когда фронт подошёл к Сталинграду, дела в воздухе стали жарче. Летчику Валерии Хомяковой в ночном поединке удалось сбить «Юнкерс» - Ju 88 24 сентября 1942г. над Саратовом. Чуть раньше на Сталинградском фронте добилась первого успеха Лидия Литвяк, в составе группы (Чумаков, Лопарев, Беляева, Литвяк) 13 сентября был сбит юнкерс.

Лётчицы сержант Лидия Литвяк, младшие лейтенанты Екатерина Буданова и Мария Кузнецова у Як-1 №4492, предположительно, из состава 9-го гв.иап. Ист. https://warspot.ru/8472-pobedy-i-porazheniya-lidii-litvyak
Лётчицы сержант Лидия Литвяк, младшие лейтенанты Екатерина Буданова и Мария Кузнецова у Як-1 №4492, предположительно, из состава 9-го гв.иап. Ист. https://warspot.ru/8472-pobedy-i-porazheniya-lidii-litvyak

Литвяк – это тоже 586 иап. 8 экипажей (2 лучших звена) 586 иап 9-10 сентября 1942г. были отправлены из Саратова под Сталинград – на помощь фронтовой авиации. Числом, но не умением, это было меньше эскадрильи (12), показанной в фильме “Воздух”. Чтобы не потерять разом всех лётчиц, оба звена направили в разные полки – в 788 (затем 437 иап, затем 9 гиап) и 434 иап. Судьба звеньев сложилась по-разному. Так, Литвяк, летая в группе (4) с Раисой Беляевой, сбила второй юнкерс 27 сентября и участвовала в схватке с Мессером, подранив его, она стала звездой неба и газет. Вторая звезда неба Екатерина Буданова звена Беляевой с 10 сентября по 1 октября совершила 15 боевых вылетов. Сбивать она будет позже.

Вылет на боевое задание в фильме
Вылет на боевое задание в фильме

Напротив, в 434 иап – полке асов – к девушкам отнеслись бережно. Сначала их не хотели пускать на задания. 17 сентября 1942г. решились пустить в небо по двое, но не в паре, а ведомыми у опытных пилотов. Сначала в группе 14 самолетов Шахова и Лебедева летали на прикрытие наших войск от действий немецких бомбардировщиков, группа вела бой без потерь с истребителями прикрытия и сбила один фоккер. Позже в тот же район севернее Котлубань вылетела группа 13 Яков, в их числе Нечаева и Блинова. В воздушном бою, спасая ведущего Избинского, Клавдия Нечаева погибла. Её смерть произвела гнетущее впечатление на мужчин.

Клавдия Андреевна Нечаева (1916-1942) - первая боевая потеря 586 иап
Клавдия Андреевна Нечаева (1916-1942) - первая боевая потеря 586 иап

18 сентября началось наступление 1 гвардейской армии, которое прикрывал 434 иап. В этот день состоялся общий вылет полка (25 самолетов) на прикрытие наступления. В бою с 10 МС BF109 и одним фоккером, было сбито 2 мессера и 1 фоккер. Наших потерь не было. На этом боевая работа в 434 иап девушек закончилась, больше боевые задания им не давали. По крайней мере, в ЖБД полка их участие в вылетах не фиксируется. 29 сентября 1942 Шахова, Блинова и Лебедева были откомандированы в Люберцы, (девушки проявят себя позже в небе на других фронтах), мужской состав 434 полка отправился в Люберцы 4 октября.

- Пожалуйста, лети, самолётик, лети. Сцена гибели во время штурмовки. В роли летчика Кати Аглая Тарасова
- Пожалуйста, лети, самолётик, лети. Сцена гибели во время штурмовки. В роли летчика Кати Аглая Тарасова

Из 9 женщин-истребителей, защищавших Сталинград, 1 (Нечаева) погибла в 1942г. и 3 (Литвяк, Буданова, Белякова) в 1943г. В фильме “Воздух” две девушки-летчика гибнут под Сталинградом. Одна от переутомления от многочисленных полетов гибнет при посадке, другую подбивают при штурмовке наземных войск. Оба случая являются творческим вымыслом.

Горящий Як. Слова за кадром трейлера: Родину любить - это на смерть идти. Что важней Родина или человек? Так 19 июля 1943 погибла Раиса Беляева, она дотянула на подбитом самолете до аэродрома 586 иап, В 2 км от аэродрома самолет упал и загорелся.
Горящий Як. Слова за кадром трейлера: Родину любить - это на смерть идти. Что важней Родина или человек? Так 19 июля 1943 погибла Раиса Беляева, она дотянула на подбитом самолете до аэродрома 586 иап, В 2 км от аэродрома самолет упал и загорелся.

В наградном документе на Анну Демченко из 586 иап, прибывшую под Сталинград позже двух звеньев, указано, что она сделала на истребителе 18 вылетов на штурмовку наземных войск противника в районе Сталинграда! В 1944г. во время Корсунь-Шевченковской операции на штурмовку вылетал также и 586 иап. Как пояснил мне лётчик, ветеран войны Я.М.Смирнов, к пилонам истребителей крепили бомбы 250 кг и ракетные снаряды РС - эресы, как у штурмовиков.

Наградной документ на Анну Демченко с указанием многочисленных штурмовок
Наградной документ на Анну Демченко с указанием многочисленных штурмовок
Немцы ведут огонь по штурмующим истребителям под Сталинградом. Кадр из фильма
Немцы ведут огонь по штурмующим истребителям под Сталинградом. Кадр из фильма

Ближе к концу фильма в 1943 в истребительный полк приходит женское лётное пополнение. Это уже явная выдумка. Проблемой для 586 иап как раз и стало отсутствие подготовки женщин в авиационных училищах в годы войны. Основной состав полка был сформирован из летчиц, подготовленных в довоенной системе Осоавиахима. В составе непосредственно 586 иап погибло за войну (по 09.05.1945) 4 женщины-летчика и одна покончила жизнь самоубийством. Тем не менее в полк вместо погибших, раненых, откомандированных приходило уже мужское пополнение, он стал смешанным. По болезни ушла с командира полка (9.10.1942) Тамара Казаринова, возглавил 586 полк Александр Гриднев.

Тамара Александровна Казаринова (1906-1956) первый командир 586 иап. Чем то похожа на комэска Риту в исполнении Елены Лядовой, для последней она выступает прототипом
Тамара Александровна Казаринова (1906-1956) первый командир 586 иап. Чем то похожа на комэска Риту в исполнении Елены Лядовой, для последней она выступает прототипом

Любопытно, что Клавдия Блинова, будучи в составе 65 гиап, 4 августа 1943 была сбита, попала в плен, бежала с другими летчиками и вернулась к своим. В фильме похожую судьбу имеет Маша (Кристина Лапшина), которая возвращается в свой полк в финале картины (в 1944).

Наградное представление на гв. мл.лейтенанта Блинову Клавдию Михайловну в том числе с описанием побега из плена.
Наградное представление на гв. мл.лейтенанта Блинову Клавдию Михайловну в том числе с описанием побега из плена.

Что в наибольшей степени смутило в фильме, так это сцена убийства лошади. Командир полка (Сергей Безруков) не нашел ничего лучше, как заставить выстрелить в животное летчика Женю. Так он снял у неё инстинктивную боязнь стрелять по живому летчику в немецком самолете. Учитывая ценность лошадей, особенно на фронте, эта сцена, хотя и сногсшибательна, но выглядит как режиссерское изобретение. Я встречал в рассказах ветеранов нечто подобное в отношении пленных, но лошадей… Урок с убийством неповинного животного пошел как бы на пользу Евгении, но она убивает не только немцев, но и без особой нужды - сослуживца, домогающуюся её. Такие разборки, кстати, реальны на всех войнах, и они добавляют в кино мысль, что в экстремальных условиях люди ожесточаются до безумия. Летчица Белова, разозлившись, сует револьвер в рот парню, чтобы навсегда избавить от него землю. - Привет-издевка гуманизму советских военных фильмов.

По сюжету Женя Белова не может выстрелить даже из нагана по немецкому самолету
По сюжету Женя Белова не может выстрелить даже из нагана по немецкому самолету

Комполка командует Жене - Стреляй по лошади и она выполняет приказ https://static.sobaka.ru/images/image/01/29/37/10/_normal.jpg?v=1589888979
Комполка командует Жене - Стреляй по лошади и она выполняет приказ https://static.sobaka.ru/images/image/01/29/37/10/_normal.jpg?v=1589888979

Другой парадоксальный момент в фильме. Женя приходит в блокадном Ленинграде в театр Музкомедии, чтобы сообщить бабушке о смерти маленького внука. Бабушка так увлечена спектаклем (Сильва), что не спешит узнавать новости о внуке, который, как она знает, находился на оккупированной территории. Может, так тоже могло быть, но это скорее режиссерский почерк, стилистика изображении ожесточения на войне. В результате, теряется человечность, так необходимая не только зрителю, но и актеру. Как-то картонно звучат слова-вопрос у главной героини Жени о том, что главнее - Родина или Человек. Или нет такого вопроса, или не развита эта тема в фильме. Люди как-то играют механистично и диалоги написаны на бумаге, поскольку всё равно Родина главнее? Хороший пилот Женя сама убила в гневе сослуживца и отправила затем на расстрел за своё преступление другого солдата. Есть какой-то глубинный смысл в этом? Родина заставила сделать это? Или война "подлая"?

По сюжету техник решает, что его жизнь менее значима, чем жизнь летчика Жени. Это самая человечная роль в картине. Игорь Митюшкин в роли техника
По сюжету техник решает, что его жизнь менее значима, чем жизнь летчика Жени. Это самая человечная роль в картине. Игорь Митюшкин в роли техника

Обзор включен в подборку Военные фильмы и подборку Авиация. Космос канала Друг Истории

Ну и что, просто так захотел сценарист, не имея ввиду никакого антивоенного протеста. Актеры не в состоянии осмыслить, какую сверхзадачу решает режиссер Герман, да, пожалуй, сам он только ищет собственный путь или берет уроки у Квентина Тарантино. Неслучайны претензии зрителей к диалогам героев. Тем не менее последние моменты жизни на земле и в воздухе актрисы (А.Талызина, А.Тарасова, Е.Ладова) передают талантливо.

Маша (Кристина Лапшина) и карело-финская (карельская) лайка. Фильм попытались смягчить в т.ч. с помощью собаки. По сюжету с дворняжкой приходит в полк моряк Володя (Антон Шагин). Единственная связка с тем, что дорогу ВАД 102 на Ленинградском фронте защищала морская авиация Балтийского флота. Ист. фото http://m.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/hud/130656/foto/a553510/1079698/
Маша (Кристина Лапшина) и карело-финская (карельская) лайка. Фильм попытались смягчить в т.ч. с помощью собаки. По сюжету с дворняжкой приходит в полк моряк Володя (Антон Шагин). Единственная связка с тем, что дорогу ВАД 102 на Ленинградском фронте защищала морская авиация Балтийского флота. Ист. фото http://m.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/hud/130656/foto/a553510/1079698/

Театр Музкомедии продолжал работать в блокаду, это один из подвигов Ленинграда, в том числе и женщин.

Продолжение по теме см. Лётчицы-истребители в бою.

Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №230, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории.

Военные фильмы | Друг Истории | Дзен