Сериал “Истребители. Битва за Крым” побудил меня обратить пристальное внимание на тему воздушной битвы за Крым в 1944г. И при изучении войны в небе над Керченским полуостровом и Таманью выяснились интересные детали, скрытые в недрах документов от взгляда доверчивого кинозрителя. Разумеется, важные моменты создатели упомянутого (согласно рейтингам "неплохого") сериала учли лишь отчасти. Некоторые критики стали даже задавать вполне резонный вопрос, - а причем здесь вообще битва за Крым? Где здесь настоящая История, кроме привязки съёмок к местности? Конечно, в художественном жанре достаточно показать море, горы, самолеты, и всё встанет на свои места благодаря лихо закрученному сюжету. Кажется ли конфузной мелочью большинству замечание, что пикирующие бомбардировщики Пе-2 регулярно в кинокартине “летчики” называют штурмовиками? Видимо, по аналогии с немецким штурмовиком - пикирующим бомбардировщиком Юнкерс 87. Однако попробуем уяснить настоящую боевую ситуацию в воздушных баталиях на юго-восточном пороге Крыма.
Войска РККА высаживались в районе Керченского полуострова с 31 октября 1943г. Полное освобождение Крыма произошло 12 мая 1944г.
См. ранее очерк по самому Сериалу - “Истребители. Битва за Крым”. Выдумки, ляпы и реалии схватки "за вертикаль". Самолеты, люди, война.
Парадоксально, но "популярный" пикирующий бомбардировщик Пе-2 в качестве бомбардировщика 4 воздушной армией (4 ВА) в крымских боях 1944г. - как раз не использовался, (по крайней мере до начала общего наступления 11 апреля и то очень ограничено), - в отличие от сериала, где армады этих самолетов направляют на бомбёжку.
Пе-2 (в 366 ОРАП 4 ВА - отдельный разведывательный авиаполк) применяли в 1944г. только как самолёт-разведчик. Для справки. - Пе-2 ВВС Черноморского флота базировались с начала февраля 1944г. в северной Таврии. Большая часть бомбовых ударов со стороны Тамани наносилась ночью самолетами У-2, а также ДБ-3 и лендлизовскими бостонами. Тем не менее бомбовые удары наносились и в светлое время суток, как это показано в сериале. Только наносили их не бомбардировщики Пе-2, а настоящие штурмовики Ил-2.
Боевые вылеты в сериале и на войне
В начале 4-й серии мы слышим (что отвечает реалиям) о постановке задачи истребителям 267-го полка прикрывать штурмовики полковника Долматова, которые приступают к уничтожению оборонительных рубежей врага на Керченском полуострове. Подразумевается при этом массивный налет с участием десятков экипажей постольку, поскольку идёт подготовка к наступлению. На этот большой приказ мы слышим от главного героя Романова критический отклик: “Плохой план, Леха. 14 самолетов ("бомбардировщиков-штурмовиков" или истребителей сопровождения, или все вместе?)- это рой, а не строй. При атаке мессеров потери неизбежны.” Как ни странно, в этой фразе Романова содержится крупица от исторической истины. Так оно и случилось и в кино, и в жизни, правда, по - разному.
Что же удалось "схватить" творческому воображению сценаристов? Начнем с небольшой предыстории. В феврале 1944г. максимальный заход по количеству штурмовиков (7 шт.) на Керченском полуострове осуществлялся 25 февраля на танки (тоже 7 шт). Налет был неудачен ввиду снегопада. А удачный вылет на танки (их до 10 шт.), автомашины (до 15 шт.) и землянки (до 10 шт.) имел место 21 февраля четверкой Ил-2 из 43 гв.ШАП (штурмовой авиаполк) под прикрытием 4 ЛаГГ-3. Штурмовики тогда подожгли 2 танка, 2 машины и подавили 1 батарею МЗА.
Весной, ближе к Крымской операции, масштаб использования штурмовиков возрастает. На 15-16 марта 1944г. 4 воздушная армия ставит задачи перед 230 и 214 ШАД (штурмовые авиадивизии) иметь в готовности по 4 группы штурмовиков по ударам крупным целям. Утром 16 марта поступает боевая задача, выполнение которой вольно или невольно стала подосновой для сюжета нашего сериала. От 230-й и 214-й штурмовых авиадивизий полетело в тот день на бомбёжку по 15 Ил-2 под прикрытием 16 и 12 истребителей ЛаГГ-3, соответственно. Оба вылета были признаны неудачными, – они закончились с немалыми потерями.
Что же случилось с летающими танками? Воспроизведем ход операции на основе отчетов 4 ВА и ЖБД.
16 марта 1944 года
230-я ШАД в 8.15 16 марта получила задачу от 4 ВА отбомбить зенитные батареи противника в 10-10.30 утра. В 8.30 задача была передана для исполнения 43-й и 7-й гв.ШАП. В 10.15 время удара было перенесено на 12.10. В 11.48 состоялся взлет. 4 группы илов (15 самол.) должны были следовать 4 группами с дистанцией 300-400 м на высоте 600 м и наносить удар с северо-востока. К несчастью, нач.связи 7 гв.ШАП кап.Нудженко произвел настройку самолетных радиостанций первых двух групп на волну 152; в то время, когда на 16 марта была установлена волна 155. В результате, командир общей колонны кап.Демидов и командир 2-ой группы ст.лейт. Горячев не имели в полете связи с землей и внутри строя (видимо, с остальными группами). Не собрав все группы, кап. Демидов, пошел на аэродром встречи с истребителями прикрытия - Татарский. Над Татарским он сделал только один круг и лёг сразу на курс, растянув таким образом колонну по дороге к цели. Истребители прикрытия не смогли прикрыть растянутую колонну и находились на превышении 200-400 м над последними 2 группами, тогда как первые две группы шли без прикрытия. Капитан Демидов стал заходить на цель, и в это время его атаковали 2 Ме-109. Тем не менее Демидов спланировал с высоты 600 м до 300 м и удачно сбросил бомбы. При выходе из пикирования его вторично атаковали мессеры сзади-снизу и с дистанции 200 м подбили. Самолет Демидов дотянул до своей территории, но задел за железнодорожную насыпь, и Ил-2 скапотировал, перевернулся, ударившись носом о препятствие. Возд.стрелок Поплавский был смертельно ранен.
Остальные группы, без всякого уже эффекта внезапности, встреченные сильным зенитным огнем, удары наносили разрозненно. Два экипажа Ил-2 43 гв.ШАП после удара по цели домой не вернулись, видимо, подбитые зенитным огнем. Еще один подбитый зениткой (ЗА) над целью Ил-2 7гв.ШАП произвел посадку на фюзеляж на своей территории. Наконец, при возвращении над аэродромом Трактовый было выведено из строя ещё два штурмовика 7 гв.ШАП. Произошла трагедия. Один самолет, уже подбитый зенитками (частично перебит руль управления?), толкнуло вдруг под винт другого, заходящего на посадку. Потеряв винтом обрубленный хвост, Ил-2 рухнул на землю, экипаж погиб, второй самолет, поврежденный, сел на фюзеляж. Потери же немцев в тот злополучный день оценены всего как 2 подбитых зенитных орудия и до 10 побитых солдат.
На вопрос, почему спешил капитан Демидов, отчеты ответ не дают. Думаю, что здесь дело в том, что капитан мог на всякий случай экономить горючее. И не имея ни связи с землей, ни опыта руководства большими колоннами действовал “на авось”. Если вы заглянете в ЛТХ Ил-2 1943 года, то узнаете, что продолжительность полёта этого самолёта на высоте 3000 м: 1,4 ч (84 минуты) на скорости 300 км/ч по прибору. Этого в принципе было достаточно, чтобы выполнить задание. Но нужны нервы и трезвый расчет. Видимо, роковую роль с нами сыграло отсутствие опыта организации действий в колонне. В сериале же вместо вполне человеческого фактора накрутили как причину неудачи несуществующее немецкое РЛС и шпионов.
Однако, что же произошло в тот же день с другой авиадивизией - 214 ШАД, которая имела аналогичное задание бомбить артиллерийские и зенитные батареи, но западнее, чем 230 ШАД?
Сразу после взлета командир общей колонны 190 ШАП капитан Палёхин, не собрав группы (4) в колонну (15 Ил-2) пошел на аэродром истребителей прикрытия. Встреча с последними у первой группы произошла своевременно. Захватив прикрытие и не подождав остальные 3 группы, Палёхин пошёл со своей группой на цель. Его атака была произведена внезапно почти без противодействия противника. Однако 3 другие группы, идя на приличной дистанции друг от друга, 3-4 км вторая от первой, внезапности уже не имели. Не имея взаимодействия, они были подвергнуты сильному зенитному огню, 1 Ил-2 сбит, 4 Ил-2 подбиты и дотянули до своей территории. Любопытно, что в районе цели 1,2 и 4 группы были атакованы последовательно 2 Ме-109 на высоте 50-150м. Мессеры пытались атаковать одновременно сзади снизу и сверху. Истребителями прикрытия и воздушными стрелками атаки были каждый раз отбиты. 15 самолето-вылетов Ил-2 в этом налете заняло 17 ч. 30 мин или в среднем 70 минут на 1 вылет. 12 самолето-вылетов ЛаГГ-3 заняло 9 часов, или 45 минут на один вылет.
По результатам боёв 16 марта командованием была проведена работа над ошибками и следующий массовый налет 22 марта 230 ШАД силами 7гв.ШАП прошел очень успешно. Потерь Ил-2 не было, хотя был сбит один истребитель 863 ИАП.
Работа над ошибками. Итак, 22 марта 1944г.
В 8.45 22 марта был получен приказ 4 ВА произвести налет 4 группами в 10.00. Затем время удара поменяли на 10.10, но вылет заявлен только 2 группами. В последний момент, в 10.00 поступил финальный приказ нанести удар в 12.10 опять 4 группами (13 ил-2) под прикрытием 16 истребителей ЛаГГ-3. Первая группа имела задачу бомбить артиллерийские и пехотные позиции, вторая – обнаруженные во время первого захода зенитки, третья – заданные цели, 4-я – обнаружившие себя зенитные батареи. Командовать общей колонной назначили на этот раз ст.штурмана 7гв.ШАП полка ст.лейтенанта Остапенко.
В 11.46 произошел взлет. Налет прошел очень удачно, удар производился с высоты 450-200 м. Атаку на зенитки поддерживали своим огнем истребители, видимо, в т.ч. поскольку немцы свои самолеты не подняли в воздух. С КП на земле было получено указание перенаправить 3-ую группу на 6 замаскированных танков у п. Катерлез, а 4-ую группу на зенитки в том же районе. При уходе на бреющем полете все группы проштурмовали ещё и вражеские окопы севернее Керчи.
Очерк включен в подборку Война (ВОВ) и подборку Авиация. Космос блога Друг Истории
После этого наши стрелки поднялись в атаку и вышли за железную дорогу и заняли первые траншеи противника. К сожалению, некоторые возбужденные летчики после выполнения задания расслабились, потеряли внимание, и два штурмовика при посадке получили не очень значительные повреждения (снесена правая нога шасси, погнута лопасть винта в результате наезда на бензозаправщик и т.п.).
До начала общего наступления на Керченском полуострове оставалось 20 дней. Несмотря ни на что, победа была за нами.
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №267, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории