Записки о выставке
Всем хорошего дня.🌷
Появилось время написать о выставке «Невидимы и свободны» в Новом Иерусалиме. Эпиграф к выставке «Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х»
Представляю выставку-лабораторию «Невидимы и свободны», которая исследует коллекцию работ советских модернистов 1920-1930-х годов из собрания музея с нескольких ракурсов. Проект отражает взгляд специалистов-искусствоведов, неспециалистов из молодежной аудитории и самого музея, выступившего помимо площадки единой точкой диалога. К этому диалогу музей приглашает и посетителей.
Бесплатный аудиогид помогает увидеть и услышать мнения с трех сторон.
В экспозицию вошли работы Роберта Фалька, Александра Шевченко, Нины Симонович-Ефимовой, Александра Волкова, Ростислава Барто, Сергея Романовича, Евгения Окса и других художников. Всего на выставке представлены более 130 работ 25 авторов. Часть произведений никогда еще не демострировалась публике.
У меня было удивительное чувство погружения в ту эпоху. Можно не соглашаться с авторами, можно не понимать. Но разнообразие взглядов и поисков не оставляет равнодушным.
- Выставка «Невидимы и свободны» — довольно редкий пример воплощения в жизнь разработанной молодыми студентами-искусствоведами концепции выставочного проекта. История создания выставки началась в 2021 году, когда музей «Новый Иерусалим» выступил партнером очередной, пятой по счету, школы Avant-Garde LAB, созданной культурным проектом и изданием «Энциклопедия русского авангарда» и Еврейским музеем и центром толерантности. Студентам курса, будущим кураторам предложили придумать проект реальной большой выставки (прослушав предварительно лекции и пройдя практические занятия). Тогда музей «Новый Иерусалим» предоставил для кураторских рефлексий свою коллекцию советской живописи 1920-1930-х годов. 25 июля 2021 года в Еврейском музее и центре толерантности состоялась защита проекта кураторской школы Avant-Garde LAB 5 на основе музейного собрания «Нового Иерусалима». Финальная выставочная концепция получила название «Невидимы и свободны: советское искусство 1920-1930-х годов».
Я часто рассказываю о выставках связанных с той эпохой. Мне интересно видеть и узнавать новое, но это время напрямую касается моего детства и юности, юности моих родителей.
Время поиска и ожидания новой жизни.
это потом будет много всего трудного.
Начало XX века — время дерзких художественных экспериментов и амбициозных политических проектов не только в России, но и во всей европейской культуре. Для творцов этой эпохи, к которым, безусловно, принадлежат и герои этой выставки, стремление опередить своё время было сколь искренним, столь и невозможным порывом к абсолюту. Но именно этот настойчивый, а порой отчаянный поиск выхода за устоявшиеся рамки искусства обусловил множественность и разнообразие стилей и течений, давших мощнейший импульс для развития мировой культуры.
- Поколение молодых советских художников, чьи работы представлены на выставке, принадлежало к разным изобразительным школам, действовавшим в 1920–30-е годы.
- Хотя и в более поздний военный и послевоенный периоды многие из этих художников продолжали свои поиски, несмотря на всевозможные трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. В 1920-х они активно включались в художественную жизнь молодой Страны Советов, искали признания коллег, размышляли о содержании и задачах нового искусства.
- Вместе с тем часть вещей изначально создавалась для немногих зрителей или вовсе для себя: лирические пейзажи, городские виды, полотна на религиозные темы, непарадные автопортреты и портреты друзей. Эти произведения составляют параллельную художественную реальность, заметно контрастирующую с официальной линией, построенной на идее воспроизводства соцреалистического канона.
Я делюсь , конечно, маленькой толикой увиденного. Просто хочется поделиться разнообразием увиденного.
Есть ли место духовным поискам в искусстве модернизма?
Несмотря на борьбу советского государства с религией и стремление заменить её научным знанием, идеологией и атеизмом, в значительной части семей религиозные традиции продолжали сохраняться и передаваться. Были верующие и в поколении новых советских художников.
Для Волкова, Романовича, Чиркова обращение к мистическим христианским сюжетам было не отстранённым изучением темы религии, а сущностным поиском ответов на сакральные вопросы. В картинах «Реквием» кисти Жегина и «Евангельское начало» Ермиловой-Платовой фигуры обобщены и обезличены, что не только обостряет восприятие сюжета, но и создаёт особое напряжение и концентрацию на внутреннем духовном содержании. Обращаясь к теме духовного поиска, художники переосмысливали религиозные образы, помещая их в контекст модернистского искусства, искали новую выразительность в экспериментах с формой и композицией.
Каждый имеет право на свое мнение, а художник имеет право выражать свое видение мира используя свои методы.
Мы лишь можем попытаться понять и почувствовать!
Почему «Невидимы и свободны»?
Насколько соотносятся общественная жизнь и искусство? Что влияет на метод, который художник использует для описания действительности? Как одно и то же время воплощается в работах художников, избравших разные творческие пути? Как оставаться верным себе в эпоху перемен? Свобода, выраженная в возможности задавать эти вопросы и искать на них ответы, оказывается не менее важной, чем сами ответы. Выставка предлагает зрителям сделать попытку задать себе эти вопросы вместе с художниками, и, вместе с тем, познакомиться с новым прочтением одного из главных культурных кодов музея «Новый Иерусалим» — богатой и уникальной коллекцией живописи и графики 1920-1930-х.
Вот такая не простая выставка. Обязательно схожу еще раз!
Всем хороших выходных!