Найти тему
Истории Татьяны🌻

«Невидимы и свободны»

Записки о выставке

Всем хорошего дня.🌷

Появилось время написать о выставке «Невидимы и свободны» в Новом Иерусалиме. Эпиграф к выставке «Три взгляда на советский модернизм 1920-1930-х»

Фото автора. Антон Чирков. Крестьянин с кружкой. 1933 год.
Фото автора. Антон Чирков. Крестьянин с кружкой. 1933 год.

Представляю выставку-лабораторию «Невидимы и свободны», которая исследует коллекцию работ советских модернистов 1920-1930-х годов из собрания музея с нескольких ракурсов. Проект отражает взгляд специалистов-искусствоведов, неспециалистов из молодежной аудитории и самого музея, выступившего помимо площадки единой точкой диалога. К этому диалогу музей приглашает и посетителей.

Бесплатный аудиогид помогает увидеть и услышать мнения с трех сторон.

В экспозицию вошли работы Роберта Фалька, Александра Шевченко, Нины Симонович-Ефимовой, Александра Волкова, Ростислава Барто, Сергея Романовича, Евгения Окса и других художников. Всего на выставке представлены более 130 работ 25 авторов. Часть произведений никогда еще не демострировалась публике.

У меня было удивительное чувство погружения в ту эпоху. Можно не соглашаться с авторами, можно не понимать. Но разнообразие взглядов и поисков не оставляет равнодушным.

Фото автора. Ольга Соколова. Братья Смирновы. 1934 г.
Фото автора. Ольга Соколова. Братья Смирновы. 1934 г.

Фото автора. Ева Левина-Розенгольд. Кухарка. 1927 г.
Фото автора. Ева Левина-Розенгольд. Кухарка. 1927 г.
  • Выставка «Невидимы и свободны» — довольно редкий пример воплощения в жизнь разработанной молодыми студентами-искусствоведами концепции выставочного проекта. История создания выставки началась в 2021 году, когда музей «Новый Иерусалим» выступил партнером очередной, пятой по счету, школы Avant-Garde LAB, созданной культурным проектом и изданием «Энциклопедия русского авангарда» и Еврейским музеем и центром толерантности. Студентам курса, будущим кураторам предложили придумать проект реальной большой выставки (прослушав предварительно лекции и пройдя практические занятия). Тогда музей «Новый Иерусалим» предоставил для кураторских рефлексий свою коллекцию советской живописи 1920-1930-х годов. 25 июля 2021 года в Еврейском музее и центре толерантности состоялась защита проекта кураторской школы Avant-Garde LAB 5 на основе музейного собрания «Нового Иерусалима». Финальная выставочная концепция получила название «Невидимы и свободны: советское искусство 1920-1930-х годов».

Я часто рассказываю о выставках связанных с той эпохой. Мне интересно видеть и узнавать новое, но это время напрямую касается моего детства и юности, юности моих родителей.

Время поиска и ожидания новой жизни.

это потом будет много всего трудного.

Фото автора. Мария Ломакина. Читают «Пионерку». 1948 г.
Фото автора. Мария Ломакина. Читают «Пионерку». 1948 г.
Начало XX века — время дерзких художественных экспериментов и амбициозных политических проектов не только в России, но и во всей европейской культуре. Для творцов этой эпохи, к которым, безусловно, принадлежат и герои этой выставки, стремление опередить своё время было сколь искренним, столь и невозможным порывом к абсолюту. Но именно этот настойчивый, а порой отчаянный поиск выхода за устоявшиеся рамки искусства обусловил множественность и разнообразие стилей и течений, давших мощнейший импульс для развития мировой культуры.
  • Поколение молодых советских художников, чьи работы представлены на выставке, принадлежало к разным изобразительным школам, действовавшим в 1920–30-е годы.
  • Хотя и в более поздний военный и послевоенный периоды многие из этих художников продолжали свои поиски, несмотря на всевозможные трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. В 1920-х они активно включались в художественную жизнь молодой Страны Советов, искали признания коллег, размышляли о содержании и задачах нового искусства.
  • Вместе с тем часть вещей изначально создавалась для немногих зрителей или вовсе для себя: лирические пейзажи, городские виды, полотна на религиозные темы, непарадные автопортреты и портреты друзей. Эти произведения составляют параллельную художественную реальность, заметно контрастирующую с официальной линией, построенной на идее воспроизводства соцреалистического канона.
Фото автора. Лев Соловьев. В Петровском парке. 1958 г.
Фото автора. Лев Соловьев. В Петровском парке. 1958 г.

Фото автора. Александр Волков.
Фото автора. Александр Волков.

Фото автора. Ростислав Барто. Аул в горох. 1932 г.
Фото автора. Ростислав Барто. Аул в горох. 1932 г.

Фото автора. Николай Витинг. Даная. 2931г.
Фото автора. Николай Витинг. Даная. 2931г.

Фото автора. Владимир Милашевский. Кусково. 1934 г. Основатель «Группы 13». Сегодня иду на выставку в Музей Русского Импрессионизма и еще расскажу об этом авторе.
Фото автора. Владимир Милашевский. Кусково. 1934 г. Основатель «Группы 13». Сегодня иду на выставку в Музей Русского Импрессионизма и еще расскажу об этом авторе.

Фото автора. Поиски нового в иконописи тоже были . Лев Жегин. Реквием. 1919 г .
Фото автора. Поиски нового в иконописи тоже были . Лев Жегин. Реквием. 1919 г .

Я делюсь , конечно, маленькой толикой увиденного. Просто хочется поделиться разнообразием увиденного.

Фото автора. Николай Раков. Вечерняя улица. Трамвай. 1929 г.
Фото автора. Николай Раков. Вечерняя улица. Трамвай. 1929 г.

Фото автора. Мария Ломакина. Демонстрация в Загорске.
Фото автора. Мария Ломакина. Демонстрация в Загорске.

Есть ли место духовным поискам в искусстве модернизма?

Несмотря на борьбу советского государства с религией и стремление заменить её научным знанием, идеологией и атеизмом, в значительной части семей религиозные традиции продолжали сохраняться и передаваться. Были верующие и в поколении новых советских художников.

Для Волкова, Романовича, Чиркова обращение к мистическим христианским сюжетам было не отстранённым изучением темы религии, а сущностным поиском ответов на сакральные вопросы. В картинах «Реквием» кисти Жегина и «Евангельское начало» Ермиловой-Платовой фигуры обобщены и обезличены, что не только обостряет восприятие сюжета, но и создаёт особое напряжение и концентрацию на внутреннем духовном содержании. Обращаясь к теме духовного поиска, художники переосмысливали религиозные образы, помещая их в контекст модернистского искусства, искали новую выразительность в экспериментах с формой и композицией.

Каждый имеет право на свое мнение, а художник имеет право выражать свое видение мира используя свои методы.

Мы лишь можем попытаться понять и почувствовать!

Почему «Невидимы и свободны»?

Насколько соотносятся общественная жизнь и искусство? Что влияет на метод, который художник использует для описания действительности? Как одно и то же время воплощается в работах художников, избравших разные творческие пути? Как оставаться верным себе в эпоху перемен? Свобода, выраженная в возможности задавать эти вопросы и искать на них ответы, оказывается не менее важной, чем сами ответы. Выставка предлагает зрителям сделать попытку задать себе эти вопросы вместе с художниками, и, вместе с тем, познакомиться с новым прочтением одного из главных культурных кодов музея «Новый Иерусалим» — богатой и уникальной коллекцией живописи и графики 1920-1930-х.

Вот такая не простая выставка. Обязательно схожу еще раз!

Всем хороших выходных!