8,5K подписчиков

Мрачные тайны советского фильма «Золушка».

278 прочитали
Вскоре после премьеры в «Литературной газете» (номер от 24 мая 1947 года) вышла рецензия Евгения Рысса «В сказочной стране». Публицист отметил, что сценарий Шварца — это, по сути, «новая сказка, которой мы раньше не знали».
(с) статья о фильме «Золушка» в Википедии

Кадр из фильма, цветная версия. Мачеха и её дочери — две родные и одна неродная.
Кадр из фильма, цветная версия. Мачеха и её дочери — две родные и одна неродная.

Фильм-сказка 1947 года «Золушка» весьма примечателен. Его сценарий существенно отличается от сказки Шарля Перро. Основные отличия советской киносказки касаются двух ключевых персонажей. Это мачеха главной героини, блестяще сыгранная Фаиной Раневской, и мальчик-паж, сопровождающий добрую фею, которого в оригинале не было вовсе. Единственное, но весьма заметное отличие мачехи в этом фильме от всех остальных сказочных злых мачех — её обширные связи, которыми она козыряет при всяком удобном случае.

Мальчик-паж крёстной феи.
Мальчик-паж крёстной феи.

Но сперва обратимся к юному пажу. Он выглядит моложе Золушки и, поскольку фея по сказке крёстная мать, приходится ей родственником, хоть и не кровным… или всё-таки их родство ближе, чем кажется? Паж — не фея (то бишь не фей), он «учится на волшебника». Его учительницей является та самая добрая фея. Как он попал к ней в обучение, учитывая что феи — магические существа? И как фея стала крёстной, ведь для этого она сама должна быть христианкой, что для подобных существ не то, чтобы вовсе невозможное, но всё же редкое явление?

Паж за правым плечом короля.
Паж за правым плечом короля.

Сколько на самом деле лет мальчику-пажу, мы не знаем. Время в мире фей идёт не так, как в обычной человеческой реальности, так что он может быть и старше Золушки. Феи и эльфы в европейских сказках обзаводятся такими учениками, похищая младенцев у людей. Что, если и паж был некогда похищен, причём не у кого-то, а конкретно у матери Золушки? Возможно, фею затем тронуло искреннее горе жены королевского лесничего, которая потеряла своего сына. Вскоре она снова забеременела и родила дочь, но, утратив здоровье от горестей, умерла при родах. Чувствуя свою вину, фея стала крёстной для новорожденной и потом иногда помогала ей.

Лесничий и король.
Лесничий и король.

Муж любил мать Золушки и после её смерти был безутешен. Король, который был ему другом (в фильме они беседуют как друзья, а не как подданный с монархом), искренне хотел ему помочь. Девочке была нужна мать, поэтому король быстренько женил лесничего на свободной девушке достаточно знатного происхождения, чтобы быть принятой при дворе. Увы, эта девица к тому времени успела обзавестись многочисленными связями (то бишь любовниками) среди вассалов и придворных короля. Поэтому выйти замуж обычным образом ей никак не светило, любой дворянский род воспротивился бы браку с невестой с подобной репутацией. Да и свои дочки у этой ушлой особы уже появились (в фильме они старше Золушки). Пришлось ей становиться женой лесничего, но о своих амбициях она, разумеется, не забыла.

Фея-крёстная и Золушка.
Фея-крёстная и Золушка.

Разумеется, новая жена очень быстро подмяла под себя убитого горем мужа. Он стал классическим подкаблучником и не только не имел в собственном доме права голоса, но даже за любимую дочку от прежнего брака заступиться не смел. Мачеха полностью завладела этим семейством, но и только. Несмотря на её обширные связи, реальной власти в королевстве у неё не было, да и быть не могло. Разве что, на балы во дворец её всё-таки приглашали. Ведь она оставалась заметной фигурой (хоть и со скандальной репутацией), её отсутствие бросалось бы в глаза.

Мачеха с дочерьми.
Мачеха с дочерьми.

Король, который вряд ли рассчитывал на подобный результат, не мог не чувствовать вину перед другом. Но сделать уже ничего было нельзя — в Средневековье разводы были не в обычае. Мачехе можно было бы подстроить несчастный случай, но сам лесник для этого был слишком мягкосердечен, а намёки со стороны короля и друзей, касательно помощи в освобождении от постылой супруги, он, должно быть, игнорировал. А что же фея? Увы, став христианкой (чтобы получить статус крёстной матери это было необходимо), она не имела права убивать кого бы то ни было. А вот у его ученика подобных моральных ограничений не имелось. Конечно, он вряд ли знал, что приходится родным братом Золушке, но в любом случае видел, в какой она ситуации, и не мог не желать этой девушке освобождения от тирании злой мачехи. Так что если бы мачеха вдруг решила помешать счастью Золушки, кто знает, какие чары пустил бы в ход её брат, пусть пока ещё и не полноценный волшебник?