Найти в Дзене
Звук и мысль

Воображение или фантазия: что из них полезно для развития талантливости

Многие смешивают эти два понятия, или не видят в них существенного различия. В то время как с одним из понятий связаны важнейшие процессы развития духа, мысли, талантливости, а другое в духовном смысле является скорее вредным, чем полезным. Но для того, чтобы понять разницу между воображением и фантазией, надо хотя бы в основах представлять себе, что есть человек – в неограниченности физическим естеством. Когда Великий Платон говорил, что душа может "припоминать" то, что она чувствовала, знала, лицезрела, когда пребывала в Мире Высшем, то это надо понимать буквально как утверждение о человеке – бессмертном духе. "Внутренний человек" Платона (бессмертная душа в христианстве) может приобщаться к действительности Мира Высшего. Только в результате приобщения сознания к Красоте человек может творить прекрасные формы во внешнем мире, на земле. Платон был философом-Посвящённым, и в своём Учении излагал знания единых истин, ничем не отличающиеся от высших идей религий и других великих учений
Фото автора
Фото автора

Многие смешивают эти два понятия, или не видят в них существенного различия. В то время как с одним из понятий связаны важнейшие процессы развития духа, мысли, талантливости, а другое в духовном смысле является скорее вредным, чем полезным. Но для того, чтобы понять разницу между воображением и фантазией, надо хотя бы в основах представлять себе, что есть человек – в неограниченности физическим естеством.

Когда Великий Платон говорил, что душа может "припоминать" то, что она чувствовала, знала, лицезрела, когда пребывала в Мире Высшем, то это надо понимать буквально как утверждение о человеке – бессмертном духе. "Внутренний человек" Платона (бессмертная душа в христианстве) может приобщаться к действительности Мира Высшего. Только в результате приобщения сознания к Красоте человек может творить прекрасные формы во внешнем мире, на земле.

Платон был философом-Посвящённым, и в своём Учении излагал знания единых истин, ничем не отличающиеся от высших идей религий и других великих учений. Одной из таких единых истин является утверждение о бессмертной основе человека – нетленной части естества, которая пребывает на Плане Духовном.

Воображение не есть некий род вымысла, но в большой степени – способность отражать в той или иной мере те образы и идеи, которые являются действительностью – на более высоком Плане. Развивая воображение, люди развивают способность сознания (и соответствующих центров в мозге) воспринимать "веяния" с высшего плана, плана Духа.

Именно поэтому воображение – основа развития талантливости. Роль воображения в развитии сознания огромна. Именно воображение имеется в виду, когда говорится, что всё, что человек способен изобрести или воплотить, уже существует. – Нельзя вообразить то, чему нет места в Действительности.

Воображение развивается возвышением мысли. "Глядя вниз", не приобщиться к Красоте Бытия. Развитие воображения требует усилия восходящего. Повышение вибраций мысли и сознания делает ум восприимчивым к той высшей части души, которая воспринимает образы или основы на более высоком Плане.

И религиозное чувство, и чувство красоты, и познавательная способность, и способность талантливого (созидательного) творчества питается именно воображением.

Поэтому так важна возвышенность образов, предлагаемых ребёнку. Важно внимание к красоте природы и искусства, красоте мысли и поступков, во всём – как условие, благодаря которому лучшие накопления прежних опытов души могут реализовываться, а сознание "напитываться" высокими энергиями духа, умножая талантливость.

Если воображение необходимо воспитывать, возвышая его, то склонность к фантазированию – одухотворять и образовывать, направляя внимание ко всему одухотворённому, героическому, к тому, что соотносится с понятием "Общее Благо". Обитель воображения – альтруизм, в то время как область фантазии – самость.

Конечно, в настоящее время слова "воображение" и "фантазия" редко употребляются в их подлинном "антропологическом" и духовном смысле. но каждый, кто задумается, легко почувствует эту незримую, но чёткую грань между "фантазией", выражающей рассудочное творчество, основанное на образах земных, и воображением, устремлённым в сферы возвышенной реальности и напитывающемся Светом.

"…Никакими словами не описать печальных последствий, проистекающих от неправильного употребления и ложного толкования слова "воображение"… …различие между этими словами огромно, ибо воображение есть атрибут Божественной Души, тогда как фантазия является качеством низшего мышления. …И какова же должна быть профанация, если человек постоянно применяет термин "воображение" к неустойчивым, ничтожным колебаниям низшего ума… Убийство воображения в ребенке насмешками или наказанием является преступлением против природы. <…> Воображение едва ли может ошибиться и сбиться с пути, рисуя какой-либо высший идеал, ибо… характер этого идеала зависит от развития того центра в человеческом мозге, через который преимущественно действует способность создавать образ" ("Учение Храма" Том 1: "Воображение versus фантазия").

Автор статьи Гореликова М. В.