Найти в Дзене

Транспорт осажденной Москвы во время Великой Отечественной войны (О Москве в период Великой Отечественной войны часть 4)

К 1941 году Москва была большим городом. Приблизительно она умещалась в пределах Московской окружной железной дороги, но некоторые ее районы (Нагатино, Фили) выходили за ее границу. В Москве работали трамвай, автобус, троллейбус и метро. С началом войны, автобусы забрали для перевозки военных и главным транспортом столицы стал трамвай. В то время он ходил по Бульварному кольцу, ул. Герцена (Большой Никитской), ул. Чернышевского (Покровке), добирался до Филей, Новогиреева, Нагатина, поселка им. Войкова. А еще работал троллейбус. Это был молодой вид транспорта (его запустили только в 1933 г.), но уже популярный. Возил пассажиров по Садовому кольцу, Ленинградскому проспекту, Воробьевым горам. И троллейбусы, и трамваи во время войны, помимо людей, перевозили грузы для заводов. Из-за экономии электричества осенью — зимой 1941–1942 гг. они ходили с большими интервалами. Московское метро очень пригодилось городу. В военные годы это был самый безопасный вид транспорта Москвы. В виду этой причи

К 1941 году Москва была большим городом. Приблизительно она умещалась в пределах Московской окружной железной дороги, но некоторые ее районы (Нагатино, Фили) выходили за ее границу.

В Москве работали трамвай, автобус, троллейбус и метро. С началом войны, автобусы забрали для перевозки военных и главным транспортом столицы стал трамвай. В то время он ходил по Бульварному кольцу, ул. Герцена (Большой Никитской), ул. Чернышевского (Покровке), добирался до Филей, Новогиреева, Нагатина, поселка им. Войкова. А еще работал троллейбус. Это был молодой вид транспорта (его запустили только в 1933 г.), но уже популярный. Возил пассажиров по Садовому кольцу, Ленинградскому проспекту, Воробьевым горам. И троллейбусы, и трамваи во время войны, помимо людей, перевозили грузы для заводов. Из-за экономии электричества осенью — зимой 1941–1942 гг. они ходили с большими интервалами.

Баррикады в Москве /фото взято из открытых источников
Баррикады в Москве /фото взято из открытых источников

Московское метро очень пригодилось городу. В военные годы это был самый безопасный вид транспорта Москвы. В виду этой причины метро продолжали строить и в годы войны. В 1941 году метро было из трех линий (от «Сокольников» до «Парка культуры» (нынешняя Сокольническая линия), от «Сокола» до «Площади Свердлова» (ныне «Театральная»; Замоскворецкая линия), от «Киевской» до «Курской» (нынешние Филевская и Арбатско-Покровская линии).

Московская паника 1941 года /фото взято из открытых источников
Московская паника 1941 года /фото взято из открытых источников

В ноябре 1941 года, когда город бомбили очень сильно, метро работало до 17 часов. А вечером туда спускались жители города. Люди могли находиться там до 5 часов утра вне зависимости объявили тревогу или нет. Налетов потом стало поменьше и часы работы метро увеличили до 22 часов (май 1942 года). Но поездов было мало, т.к. большую часть из них отправили в октябре 1942 года в Узбекистан. Поэтому ходили поезда в интервалом в 10-15 минут.

А еще во время войны возродился гужевой транспорт. Конную тягу в Москве использовал военные и коммунальщики, на улицы города даже стали выходить извозчики, которые исчезнут только к 1950-м.

Осада Москвы продолжалась сравнительно недолго. 5-6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление. План по окружению и взятию Москвы был сорван. Сообщение об этом вызвало настоящее ликование в столице: люди целовали газеты с долгожданной радостной сводкой (это фиксировали группы по спецработе в Москве). А в конце января 1942 года советские войска освободили всю Московскую область и отбросили врага от столицы на 150-300 км. К тому времени с улиц города убрали баррикады и ежи. Правда, в конце зимы 1942 г. настроение горожан было тревожным: контрнаступление практически остановилось, и москвичи стали опасаться летнего наступления на Москву. Однако ключевые события 1942 года развернулись на юге страны.