Жизнь и творчество художника
Иероним Босх, нидерландский художник конца XV - начала XVI века, известен своими причудливыми и загадочными картинами. Его работы, полные символизма, аллегорий и фантастических существ, до сих пор будоражат воображение зрителей и вызывают множество вопросов. Несмотря на то, что прошло более пятисот лет с момента создания его работ, они не теряют своей актуальности.
Ранние годы и становление художника
Иероним Босх, настоящее имя которого Ерун Антонисон ван Акен, родился в 1450 году в городе 'с-Хертогенбос в Нидерландах1. Он происходил из семьи художников и с детства был окружен атмосферой творчества. В 1488 году Босх вступил в Братство Богоматери в 'с-Хертогенбосе, что свидетельствует о его религиозности и связях с церковью. Тем не менее, его работы полны критики в адрес духовенства и религиозных догм.
• Paint.: Christ Mocked (The Crowning with Thorns) • Artist : Hieronymus Bosch
Основные темы и символы в творчестве Босха
Одной из ключевых тем в творчестве Босха является грех и порок. Его картины наполнены сценами чревоугодия, блуда, гордыни и других смертных грехов. В триптихе "Сад земных наслаждений" присутствует множество аллюзий на алхимические процессы и символы. Другая важная тема - противостояние добра и зла, света и тьмы. Босх часто использует образы демонов, чудовищ и фантастических существ, символизирующих темные силы.
Самые известные работы Босха
Среди самых известных произведений Босха - триптих "Сад земных наслаждений", "Корабль дураков" и "Искушение святого Антония". Последняя работа является одной из самых сложных и многозначных в творчестве художника, отражая его интерес к религиозной тематике и оккультизму.
Триптих "Сад земных наслаждений"
Центральная панель триптиха "Сад земных наслаждений" изображает фантастический пейзаж, населенный причудливыми существами и символами. Левая створка показывает Сотворение мира, а правая - Ад, создавая контраст между первозданной чистотой и греховностью человечества.
"Корабль дураков"
Картина "Корабль дураков" является сатирой на общество, в котором царят глупость, порок и безумие. На ней изображен корабль, на котором плывут люди, символизирующие различные человеческие пороки и слабости.
• Paint.: The Ship of Fools (c1500-1510) • Artist : Hieronymus Bosch
"Искушение святого Антония"
"Искушение святого Антония" - одна из самых сложных и многозначных работ Босха. На ней показаны фантастические существа, искушающие святого Антония, отражая борьбу человека с соблазнами и грехами. Картина полна символов и аллегорий, связанных с религией и оккультизмом.
Загадка Босха
Несмотря на то, что Босх был одним из самых известных художников своего времени, после его смерти в 1516 году возникло множество копий и подражаний его работам. К 1572 году образ Босха как дикого визионера настолько укоренился, что вызывал суеверный трепет. Портрет Босха в "Эффигиях" Доминикуса Лампсониуса изображает его с испуганным взглядом, как будто он своими глазами видел злых призраков.
Влияние Босха на последующее искусство
Творчество Иеронима Босха оказало значительное влияние на развитие европейского искусства. Его причудливые образы и символика нашли отражение в работах многих художников последующих эпох, от сюрреалистов до современных авторов. Так, например, Сальвадор Дали неоднократно обращался к наследию Босха. Одним из самых известных последователей Босха был Питер Брейгель Старший. Хотя он больше известен своими сценами из крестьянской жизни, его обучение в Антверпене, где процветала индустрия подражаний Босху, оказало на него большое влияние. Современники даже называли Брейгеля "Вторым Иеронимом". Брейгель создавал работы для печатника Иеронима Кока в конце 1550-х, многие из которых явно отсылают к работам Босха. Так, в гравюре "Большая рыба ест маленькую" можно найти множество мотивов из картин Босха, таких как гигантский нож, летающие рыбы и рыбы на человеческих ногах.Влияние Босха прослеживается и в творчестве других художников, таких как Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах Старший и Питер Пауль Рубенс. Его работы вдохновляли многих сюрреалистов XX века, включая Макса Эрнста, Рене Магритта и Сальвадора Дали.
Заключение
Творчество Иеронима Босха до сих пор остается загадкой для исследователей и источником вдохновения для художников. Образ Босха как дикого визионера, созданный его последователями, стал неотъемлемой частью его наследия. Но за этим образом скрывается и другой Босх - мастер тонкой психологической характеристики и глубокого символизма. Усилия вернуть Босха к его миру - поместить его обратно в религиозное русло его времени, вернуть ему роль добропорядочного гражданина Хертогенбоса и проследить истоки даже его самых диких образов - могут отрицать реальность популярного Босха: визионера на окраине. Художники и их каноны - симбиотические сущности: они являются средствами, с помощью которых мы конструируем друг друга. И в крайних случаях канон и художник становятся взаимозависимыми химерами, каждый из которых непрерывно конструируется и реконструируется с помощью частей, взятых из другого.
Когда Босх умер в 1516 году
Когда Босх умер в 1516 году, он уже был одним из самых известных художников своего времени. Вскоре он стал одним из самых копируемых и имитируемых. К 1530-м годам в Антверпене сформировалась целая школа художников, занимавшихся именно этим. Именно с ними образ Босха-визионера начал кристаллизоваться. Сосредоточившись на том, что было наиболее рыночным, они помогли закрепить образ, который сохраняется и по сей день.
Копии и имитации
Сегодня, по приблизительным подсчетам, сохранившееся творчество Босха по-прежнему уступает по количеству копиям в соотношении от 10 до 15 к одному. Копиисты и имитаторы оказали огромное подкрепляющее воздействие на образ Босха как трещиноватого визионера. К началу 1570-х годов реальный художник настолько отошел на задний план, что химерический "Иероним Босх" стал объектом благоговейного любопытства.
Питер Брейгель Старший
Тем не менее, мода на Босха была далеко не всем плоха. Даже де Гевара признал, что имитации могут (иногда) превзойти оригиналы. Он приписал "Семь смертных грехов и четыре последние вещи" ученику, который, по его мнению, был даже "более прилежным и терпеливым", чем его учитель. Хотя имя этого художника неизвестно, один имитатор жил как мастер в собственном праве: Питер Брейгель Старший.Хотя он больше известен своими сценами из крестьянской жизни, его обучение в Антверпене (вступление в гильдию художников там в 1551 году) поставило его в центр индустрии Босха, где он процветал. Связь между работами Брейгеля и Босха была настолько тесной, что в "Эффигиях" Лампсониуса он "новый Босх", подражающий "гениальным мечтам своего учителя".Это подражательное отношение особенно ясно в работах, которые Брейгель создавал для печатника Иеронима Кока в конце 1550-х. Кок не был чужд возможностям для прибыльной работы в стиле Босха: он выпустил 46 псевдо-Босховских гравюр, и примерно треть из его 64 гравюр Брейгеля затрагивают узнаваемые Босховские сюжеты. Гравюры - плодородный источник именно того рода "диких фантазий", которые сетовал Гевара, и урок в гибкости атрибуции.
"Большая рыба ест маленькую"
"Большая рыба ест маленькую" уверенно приписывается Брейгелю на основании оригального рисунка, подписанного им (хранится в Альбертине), но тем не менее на ней стоит легенда "Hieronymus Bos. inventor". Ложная атрибуция имеет смысл: многое из того, что здесь изобретательно, можно проследить обратно к Босху. Гигантский нож, разрезающий брюхо центральной рыбе, встречается в центральной панели его "Страшного суда" и дважды в правой панели "Сада земных наслаждений"; летающая рыба спикировала с небес "Искушения святого Антония"; рыба, бредущая на человеческих ногах, - из центральной панели "Страшного суда".Если что-то и делает "Большую рыбу ест маленькую" менее "Босховской", чем некоторые гравюры, выпущенные под именем самого Брейгеля.
Серия "Семь смертных грехов"
Серия "Семь смертных грехов", отпечатанная в 1558 году, превосходит Босха в триумфально занятой агломерации всего, что ассоциируется с его самыми известными работами. "Superbia" (Гордыня) сочетает в себе характерно приземистых, добродушных монстров "Искушения святого Антония" и полуорганические архитектурные формы "Сада земных наслаждений". В "Desidia" (Праздность) дом-размером фигура, сидящая в центральной конструкции, повторяет позу и масштаб знаменитого "Человека-дерева" в адской панели "Сада" (здесь в подготовительном эскизе, ошибочно приписанном самому Брейгелю). Серия в целом - это наибольшие хиты Босха, только от Брейгеля.
Босх и Брейгель
Посмотрев на это так, надпись "Bruegel inventor" в нижнем левом углу гравюр с Грехами кажется почти менее уместной, чем ложная "Bos. inventor" "Большой рыбы ест маленькую". Какой Брейгель изобретен Босхом, а какой Босх изобретен Брейгелем - не простой вопрос для разрешения. Да и вопрос о том, где настоящий Босх во всем этом, тоже непрост. Дикий визионер Брейгеля и Лампсониуса, заглядывающий в ад, может быть химерой, но он по-своему так же реален, как и современные ученые, считающие его добропорядочным католиком и представителем среднего класса. Неизбежно, оба будут присутствовать на "Видениях гения". И хотя зрителям следует быть осторожными, чтобы не смотреть на картины слишком через призму глаз Брейгеля и Лампсониуса, слава самого Босха напоминает о том, как привлекательны могут быть химеры.
Поддержите наш телеграм-канал Asya Art Review, посвященный исследованию классического европейского искусства IV-XX веков. Здесь вы сможете найти много интересных фактов и освежающих взглядов на классическое искусство.