Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы продолжаем разговор об этапах развития мышления в детском возрасте.
И сегодня поговорим о словесно-логическом мышлении.
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.
Это тот самый вид мышления, который большинство из нас считает эквивалентом развитого интеллекта. И, именно поэтому, пытается развивать его как можно раньше, некоторые прямо с пеленок. На слуху у многих «Чтение с пеленок», «Математика с пеленок» и т.д. и т.п.
Однако, данный вид мышления развивается гораздо позже, а точнее к концу дошкольного возраста. Он предполагает развитие умения оперировать словами и понимать логику рассуждений. А это значит, что словесно-логическое мышление надо формировать.
При этом не следует усаживать дошкольника за стол и давать ему выполнять специальные упражнения. Гораздо полезнее создавать ситуации, в которых ребенок самостоятельно решает определенные задачи, требующие умения находить закономерности, сопоставлять, анализировать. В процессе решения активизируется память, развивается внимание. Но об этом чуть позднее.
Давайте сперва разберемся, что же такое «хорошо развитое словесно-логическое мышление»?
Ваш ребенок хорошо пользуется речью, умеет четко формулировать свои мысли, логично строить умозаключения, приводить примеры, подтверждающие его слова. Он хорошо усваивает и применяет правила, принятые в вашей среде, находит выходы из сложных ситуаций.
Зачем же надо развивать словесно-логическое мышление?
Прежде всего потому, что определенный уровень умственного и речевого развития — это один из главных показателей готовности ребенка к школе. Ведь там, прежде всего, потребуется понимание словесных заданий учителя, умение отвечать на вопросы, спрашивать самому.
Как развивать словесно- логическое мышление?
Конечно, все задания направлены на решение задач в речевых ситуациях.
Например:
• Составлять рассказ по сюжетным картинкам.
Четыре или шесть картинок, объединенных определенным сюжетом, в беспорядке раскладывается перед ребенком. Он раскладывает их в нужном порядке, объясняет, почему он так положил и составляет рассказ.
• Решать задачи на понимание грамматической конструкции предложений.
«Перед тем, как пойти в кино, я зашел к другу». Что было раньше? «Дима моложе Пети, но старше Саши». – Кто старший?
• Отгадывание загаданных предметов по заданным признакам.
Про что (кого) можно сказать:
- желтый, овальный, кислый;
- круглый, сочный, красный, съедобный.
- пушистый, царапается, мяукает;
- гладкий, прозрачный, холодный.
• Задания на нахождение отличий и сходств.
Чем похожи и чем отличаются эти предметы (существа):
- Кресло и стул, яблоко и арбуз, кошка и собака, птица и самолет, ручка и ложка, рассказ и стихотворение, рука и перчатка и т. д.
• Подбор слов со сходным и противоположным значением.
Объяснить свой выбор.
• Объяснить ошибочность суждений (вата легкая, а уголь черный).
Словесные игры направлены на решение многих задач. В них можно играть много раз, закрепляя полученные умения. А главное, они очень нравятся и детям, и взрослым.
📌 Ставьте 👍
📌 Пишите комментарии 📝
📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊
📌 Наша группа в контакте.
❗️Рекомендуем к прочтению и просмотру другие интересные материалы нашего канала: