Найти в Дзене
Хельга

Дом, хранивший память. Часть 4

Фото автора
Фото автора

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Михаил, увидев бывшую тещу, рухнул перед ней на землю.
- Встань, Миша, встань.. - старушка, с полностью поседевшей головой, смотрела на взрослого мужчину без ноги, который плакал на земле.
- Простите, Христа ради! Виноват я перед вами и Верочкой, перед сыночком своим. Как судьба меня наказала. Скажете уйти из вашего дома, уйду...
- И куда же ты пойдешь, сынок? - насмешливо спросила Шура.
- Мне податься некуда было, родительский дом занят, а вы в Туркестане, вот я и подделал письмо, простите, простите.. - Он склонял голову перед ней.
- Ты бы встал, Миша. Бог простит. За Верочку, за Валерочку.
- Почему вы одна? - вытирая слезы и оглядываясь, спросил Михаил.
- В дом войти можно? Там все и расскажу. Нечего перед соседями цирк устраивать.
- Это ваш дом, вы вольны делать, что угодно... - Михаил с трудом поднялся с земли и пошел вслед за Шурой. Все это время в сторонке стояла женщина и молча наблюдала за мужем и незнакомой старушкой. Она поняла, что приехала хозяйка дома и, скорее всего, им с мужем придется выметаться отсюда. (Ирина тоже была обманута Михаилом, она считала, что Вера бросила мужика и уехала с сыном во Владивосток с другим мужчиной.) Неужто не срослось? Но где тогда сама Вера?

Она прошла в дом, встала у стены и слушала, что говорила старушка.
- Одна я приехала, Миша. Одна. Нет больше никого. Валера с Афгана не вернулся, а Вера спустя два года от болезни померла. Вот и я приехала, чтобы в родной земле быть похороненной.
- А муж Веры? Она вроде бы замуж вышла, - тихо спросила Ирина.
- Кто тебе сказал? После возвращения из лагеря она никуда не уезжала...

Пока Михаил плакал в углу по погибшему сыну, Шура отвечала на вопросы Ирины. Наконец женщина поднялась, подошла к мужу и влепила ему пощечину. Затем вышла из дома и села на лавку. Шура вышла вслед за ней.
- Зря ты так... О смерти сына он узнал, тяжело ему.
- Тяжело, говорите? А не тяжело было, когда он бросил сына и жену в беде? Не тяжело ему было врать мне двадцать лет о том, что он бедный и брошенный муж, в то время как его бывшая супруга сражалась за место под солнцем и воспитывала его сына одна? Господи, за кого я вышла замуж? - Ирина прикрыла глаза ладошками.
- Детишки-то есть?
- Нет у меня детишек, бесплодная я. Вот так и живем - пустая, да калека.
- Мишка неплохой мужик, - вдруг встала на защиту бывшего зятя Шура. - Жизнь его тоже не слабо потрепала. Если бы не судимость эта, то жили бы они с Веркой. Но ты ведь жизнь прожила, знаешь, как бывает... Не все выдерживают такие испытания.
- А ребенок тут при чем? - Ирина возмущалась.
- Мужики зачастую любят детей покуда любят их мать, как-то так...Ирина, не ссорься с мужем, не вернешь уже ничего. Думаешь, легко ему сейчас? Он узнал, что сын, которого он бросил, погиб. Чувство вины будет всю жизнь теперь преследовать.
- Как мне к вам обращаться?
- А бабой Шурой. Чай, не девка уже, старуха я. Вот бабой Шурой и клич. По-деревенски, по-простому, как мы тут все привыкли.
- Баба Шура, дайте нам несколько дней, мы найдем другое жилье и съедем.
- А есть куда? - спросила Шура.
- Некуда, но мы поищем.

Старушка посмотрела в лицо женщины, сидевшей перед ней. Такая мимика и такое выражение лица бывает только у добрых людей.
- Не надо ничего искать, живите тут. Чего мне одной в избе делать, а тут хоть живые души рядом...
- А вы сможете Мишу простить? - тихо спросила Ирина.
- Я уже давно простила и поняла. Разве обидами можно вернуть прошлое или изменить его? Теперь дело за тобой.

****

Ирина первое время не разговаривала с мужем, но видя его страдания и чувство вины, все же простила Михаила. Тот все твердил, что сам никогда себя не простит, что сына бросил, в церковь стал ходить.
Шура жила с ними, будто матерью для них стала. Они сводили ее на могилки родных и Шура с удивлением увидела, что они ухожены.
- Когда мы в село приехали, мне Миша показал захоронения ваших родителей и сына, вот я и прибиралась, мне ведь не сложно, - как-то смущенно произнесла Ирина.
- Спасибо тебе, Ира, спасибо, - Шура не сдерживала слез благодарности.

***

Михаил ударился в религию, посещал по воскресеньям и по праздникам храм, который восстановили в их селе. Шуре шел уже девятый десяток, вот уж несколько лет она жила с Мишей и Ириной. Женщина в магазине работала, Миша плел корзинки и следил за водой у Прохора, который мальков выращивал. Да и пенсию Шура и Миша получали, вроде хватало им.
Ирина была доброй женщиной, она заботилась о Шуре как о родной матери. И Миша, который помнил о своей вине и о том, что бывшая теща простила ему такой грех, иначе, как мамой ее не называл.

1993 год

- Иринка, кто-то у калитки крутится, - Шура приглядывалась, но не могла никого разглядеть, зрение совсем не то... А что она хотела? Вот уж на днях 81 год справила, девятый десяток пошел.

Ирина отправилась открывать калитку и удивленно спросила:
- Здравствуйте, вы к кому?
- Скажите, Александра Потапова и Михаил Семенов здесь проживают? - было видно как худенькая молодая женщина волновалась.
- Здесь, а вы по какому вопросу?
- Меня Настей зовут, я приехала, чтобы познакомить их с Леночкой... - Женщина отошла и в калитку пошла девочка лет девяти.
Ирина провела их до лавки во дворе, где сидела Шура.
- Это к вам.
- Слушаю тебя, деточка, - Шура разглядывала женщину и не могла понять, кто она такая. Вытащив из кармана очки, она надела их и уставилась на женщину.
- Вы - Александра Ивановна?
- Ой, давно меня так не кликали. Бабой Шурой называй, так привычнее.
- А я Настя Веселова... а это ваша правнучка Лена.
Шура молча смотрела и не понимала, о чем говорит гостья.
- Понимаете, мы с вашим внуком, Валерой, учились вместе. Я любила его очень, а он за Надей ухаживал. Но однажды, когда он поругался с ней, пришел ко мне... Так у нас все и случилось, - девушка покраснела от стыда.
- Ну, дело житейское, такое бывает, - едва промолвила Шура.
- Я сказать ему не успела, - Настя заплакала. -Его в армию забрали, друзья сказали, что в Афганистан попал. Я думала, он вернется и все узнает. Я родила дочь, а потом мне сказали, что он погиб.
- Отчего же ты раньше не пришла? - возмутилась Шура.
- Стыдно было, от матери с отцом натерпелась, испугалась, что и вы не поверите и прогоните... А потом мы с родителями уехали в Москву.
- До чего же дурная девчонка! - покачала головой Шура, затем встала, привлекла к себе Леночку и заплакала.
Чуть позже Шура узнала - отец Насти в милиции служит, полгода назад перевелся в их областной город. Насте удалось убедить отца найти родных Валерия, она помнила, как он говорил про то, что его бабушка из сибирской деревушки. И район помнила. Вот отец и постарался, нашел адрес.
- Это что же, у меня правнучка есть?
- Да, баба Шура... - улыбнулась Настя.
- Валеркина.. Нос его, глаза.
- И родинка на лопатке, - тихо произнесла Настя.

ЭПИЛОГ

Михаил, узнав о том, что у него есть внучка, рыдал от счастья. Настя теперь часто привозила ее к дедушке, к Ирине, которую Лена звала бабушкой и к бабе Шуре. Михаил, будто компенсируя то время, когда бросил сына, души не чаял во внучке и все каникулы, которые она проводила в деревне, от себя не отпускал. Да и Шура не могла нарадоваться, что хоть одна живая душа есть в ее роду... Дочь Валеры.. О таком она даже мечтать не могла.
Шура умерла в 2002 году в возрасте 90 лет. Как она и хотела - ее похоронили рядом с сыном. Она верила, что на небесах и мужа встретит, и дочь..
Провожали ее всем селом, за гробом шли в траурных одеждах Михаил, Ирина и Настя с девятнадцатилетней Леночкой. Несмотря на трудности жизни, Александра не озлобилась, смогла простить тех, кто ее предавал, тем самым, уйдя из жизни в окружении тех, кто полюбил ее, как родную мать.

Еще раз хочу поблагодарить мою подписчицу за идею для рассказа. Имена не изменены.

Я всегда читаю комментарии, но не всегда успеваю на них ответить. С любовью к читателям....

Другие рассказы есть в НАВИГАЦИИ по каналу, где вы найдете истории на разные тематики от современной до исторической...

P. S

Подписывайтесь на наш с мужем новый канал Паспорт, деньги, два ключа, мы учимся делать ролики об интересных местах и наших небольших путешествиях.