Во время Великой Отечественной войны более чем пять миллионов детей стали узниками фашистских лагерей как на территории Советского Союза, так и Германии, и её союзников
На их долю выпали болезни, тяжёлый труд, голод, холод, пытки, издевательства и медицинские опыты. До Дня Победы дожил лишь каждый десятый.
Вернувшихся Родина встретила сурово – эти «изменники» работали на немцев. Судьба маленьких страдальцев не интересовала государство. Всё, что было связано с узниками, упорно замалчивалось. Так и жили они, в забвении, с тяжёлой ношей непонятной вины. К началу 60-х годов треть вернувшихся из фашистского плена малолетних узников умерло. В настоящее время в живых осталось менее 190 тысяч.
Лишь в 1989 году по настоянию международного Союза малолетних узников фашизма Совет Министров СССР принял постановления «О льготах бывшим несовершеннолетним узникам фашизма». После развала СССР вышел Указ Президента Российской Федерации «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»…
На магнитогорских кладбищах есть захоронения бывших несовершеннолетних узников фашизма. На Левобережном – похоронены Семён Васильевич Григорчук (1925–2009), Лариса Кузьминична Полянская (1925–2009), Мария Михайловна Советникова (1929–2015), Ефим Менделевич Фурман (1938–2013). На Правобережном – Евгений Константинович Поварцев (1936–2003). Сколько их было всего, к сожалению, неизвестно.
Среди участников Великой Отечественной войны, похороненных на кладбищах Магнитогорска, были и те, кому выпала горькая участь испытать на себе ужас фашистского плена. В их числе замечательный врач Григорий Фёдорович Вялов. В 1940 году Григорий окончил Саратовский медицинский институт, а в июне 1941-го, в первые же дни войны, попал в армию, причём, в самое пекло. Молодой военный хирург служил в печально известной 20-й армии, окружённой и полностью уничтоженной в мясорубке под Вязьмой в октябре 1941 года. Вялов чудом выжил, продолжил службу в окружении. В лесах западнее Вязьмы образовалось множество малых и больших партизанских отрядов. Объединяясь, они создавали крупные соединения. Так в марте 1942-го образовалась 1-я партизанская дивизия Западного фронта, в которой и воевал Вялов. Можно только представить, в каких условиях работал там молодой врач, что ему пришлось пережить. Но впереди его ожидало новое испытание: в августе 1942-го, при прорыве дивизии из окружения, Григорий Федорович попал в плен, в котором провёл более двух с половиной лет, и был освобождён лишь в апреле 1945-го.
Григория Вялова отправили в 5-й строительный батальон, размещённый в Магнитогорске. Здесь ему повезло: благодаря заведующему горздравотделом Александру Александровичу Барышеву он смог вскоре вернуться к хирургической работе, а с 1956 года стал заведовать травматологическим отделением 1-й горбольницы. Потом был назначен и главным травматологом города. Благодаря общительному характеру, великолепной памяти и обычной своей благожелательности Григорий Фёдорович прекрасно справлялся с работой главного городского ортопеда-травматолога. Его авторитет как специалиста-травматолога и организатора этой службы безоговорочно признан коллегами. Признанием заслуг перед родиной стало присвоение Григорию Фёдоровичу в 1961-м звания заслуженного врача РСФСР.
Григорию Фёдоровичу повезло. А сотни тысяч бывших военнопленных ещё долгие годы оставались людьми второго сорта. С 1945 года все освобождаемые и репатриированные военнопленные, даже если на них не было компрометирующих сведений, сводились в батальоны и направлялись на постоянную работу на предприятия угольной и лесной промышленности, находящиеся в отдалённых районах. После войны продолжалась незаконная практика различных ограничений для бывших военнопленных и их ближайших родственников в области трудового устройства, при поступлении на учёбу, при перемене местожительства. Пересмотр политики в отношении бывших военнопленных начался после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении последствий грубых нарушений в отношении бывших военнопленных и членов их семей».
Без сомнения, мы не знаем всех участников Великой Отечественной войны, захороненных в Магнитогорске. Узнать их, отметить на сайте МПКПРУ.РФ, поставив звезду на странице захоронения солдата или сделав надпись на памятнике, – долг ныне живущих.
Автор: Ирина Андреева
Фото: автора.