Первые несколько десятилетий после Второй мировой войны Соединенные Штаты выступали за свободную торговлю. От нее выигрывали такие экспортирующие отрасли, как сельское хозяйство. Некоторые экономисты до сих пор поддерживают эту идею. Однако большинство американцев в ней разочаровались, пишет на страницах Asia Times бывший корреспондент и редактор Wall Street Journal в Азии Урбан Ленер.
Военные маневры показали, что в случае конфликта в Тайваньском проливе у Соединенных Штатов меньше чем за неделю закончатся высокоточные боеприпасы дальнего радиуса действия, такие как эта ракета Patriot. (Photo by Frank Trevino, Public Domain)
Экономическая логика свободной торговли такова: товары необходимо производить там, где это наиболее выгодно. Потребителям от этого только лучше. Инвесторам тоже; строительство заводов в неконкурентоспособных местах приводит к нерациональному распределению капитала.
Однако из-за переноса производства в другие страны с более низкими затратами в проигрыше оказались "некоторые" американские рабочие. Пытаясь использовать в своих интересах общественный резонанс, связанный с сокращением рабочих мест, конгрессмены перестали отстаивать договоренности о свободной торговле. Теперь американские президенты выступают за повышение таможенных пошлин и ведут технологические войны проводят промышленную политику.
У политиков, отвечающих за нацбезопасность, иная проблема, связанная со свободной торговлей, — их очень волнует перспектива войны за Тайвань. Многие в США не хотят, чтобы это произошло. Но если это случится, американская промышленность вряд ли сможет удовлетворить потребности армии США.
Китай приближается к созданию сверхзвуковых бесшумных подлодок с лазерными двигателями
В годы Второй мировой войны американский военно-промышленный комплекс, превратившийся в "арсенал демократии", произвел для страны и союзников 192 тысячи боевых самолетов, 738 боевых кораблей основных классов, около 100 тысяч танков и самоходных установок. При этом максимальный годовой объем производства составлял 74 тысячи боевых самолетов, 262 боевых корабля, 38,5 тысячи танков и САУ.
Но сегодня у Вашингтона нет такого промышленного преимущества. Сегодня мировым центром производства является Китай. США перестали быть арсеналом демократии.
Сегодня США занимают второе (после Китая) место в мире по объему обрабатывающей промышленности. На их долю приходится 2,5 триллиона долларов в годовом исчислении. Однако способность американского ВПК производить достаточное количество современных и эффективных “военных инструментов”, - как говорят политики - "вызывает серьезную озабоченность".
К числу самых отсталых отраслей Америки относится старомодная обработка металла. Если оценивать объем производства в долларах, то в тройку ведущих отраслей американской индустрии входят химическая промышленность, производство компьютеров и электроники, а также производство продуктов питания, напитков и табачных изделий.
В судостроении США вообще ничего из себя не представляют. По данным Военно-морского института США, Китай занимает почти 47 % мирового рынка, Южная Корея - 29 %, а Япония - 17 %. На долю же Америки приходится менее 1 процента. На строительство авианосца у Пентагона уходит более пяти лет. «В период с 1943 по 1945 год США построили 24 авианосца класса Essex», —пишет военно-морской историк Крейг Саймондс. Конечно, они были не столь совершенны, как современные "флэттопы". Но разница в объемах все равно поразительна.
Народно-освободительная армия Китая приобретает оружие в пять-шесть раз быстрее, чем Пентагон.
Попытка Китая захватить Тайвань силой станет серьезным испытанием для американского оборонно-промышленного комплекса. Военные игры, проведенные Центром стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies | CSIS), показывают, что в случае конфликта в Тайваньском проливе "некоторые виды боеприпасов - например, высокоточные дальнобойные ракеты - скорее всего, закончатся у Пентагона менее чем за неделю".
Между тем, Китай, как утверждается, производит оружие в пять-шесть раз быстрее, чем США. Сможет ли его обширная производственная инфраструктура в конфликте за Тайвань превзойти США, как США превзошли Японию во Второй мировой войне? - задается вопросом Ленер. Отчасти такая смена ролей объясняется самоуспокоенностью мирного времени. США неизменно сокращают свои вооруженные силы после окончания войн. После окончания холодной войны три десятилетия назад Пентагон также заставил оборонную промышленность консолидироваться.
Китайцы не только быстрее получают оружие, но и опережают американские вооруженные силы в расходах на освоение нового потенциала. "По паритету покупательной способности НОАК тратят примерно один доллар против наших 20 для достижения того же потенциала", - заявил помощника министра ВВС по закупкам генерал-майор Холт. "Мы проиграем Китаю, если не придумаем, как снизить стоимость и увеличить скорость цепочек оборонных поставок".
Но, возможно, пишет Ленер, не последнюю роль в этом вопросе сыграла свободная торговля. Как только Китай был принят во Всемирную торговую организацию, в ход пошло фритредерство. Благодаря неисчерпаемым трудовым резервам и щедрым государственным субсидиям Китай стал самым привлекательным местом для производства. Многие производители из других стран перенесли туда свои заводы и фабрики. Другие закрылись, не выдержав конкуренции.
Астрономы: Мы живём внутри огромной пустой области пространства, которой не должно существовать
"Скукожившаяся" оборонная промышленность США не сделала ни того, ни другого. Более того, общая деградация американского производства поставила производителей оружия в невыгодное положение. Просто для примера, сегодня Китай производит стали в 10 раз больше, чем США.
Возможно ВПК США еще можно спасти. Для этого необходимо время и много, много денег, пишет бывший обозреватель The Wall Street Journal. В законопроекте о помощи иностранным государствам, который только что приняла Палата представителей, предусмотрены средства на восполнение запасов американских вооружений.
Вашингтону могли бы помочь союзники. Так, например, Япония недавно официально отказалось от своей политики фактического запрета на экспорт оружия и военных технологий и пообещала помочь Украине США восполнить запасы ракет Patriot.
Однако в целом восстановить оборонно-промышленную базу крайне сложно. Возможно, тарифы и промышленная политика помогут остановить разрушительные процессы и сохранить высокотехнологичные отрасли, производящие продукцию внутри страны, но они вряд ли приведут к широкомасштабному возрождению ВПК.
Экономика США перешла к сфере услуг и высоких технологий. Трудно представить себе достаточно серьезные, продолжительные и целенаправленные усилия американского правительства, чтобы обратить этот процесс вспять.
В кораблестроении США вообще ничего из себя не представляют. По данным Военно-морского института США, Китай занимает почти 47 % мирового рынка, Южная Корея - 29 %, Япония - 17 %. На долю Америки приходится менее одного процента. На снимке американский авианосец USS Gerald R. Ford. А как же Китай? Пекин решает свои экономические проблемы, удваивая поддержку производства и делая ставку на экспорт. На этом фоне, скорее всего США и дальше будут двигаться по пути протекционизма тщетно пытаясь сохранить свою гегемонию.