Из воспоминаний Николая Андреевича Кашинцова (Кашинцева)
Имев счастье быть самовидцем тех драгоценных незабвенных минут, когда Государь Император осчастливил благотворным посещением "древнее отечественное торжище" Европы и Азии, - я решился передать соотечественникам подробности этого памятного события. Что видели мы, я старался рассказать, что мы чувствовали, то выше описания и выражений.
Сладостно мне исполнить желание многих и от всей души хочу поделиться вполне с соотечественниками памятью сердца; посвящаю их почтенным русским купцам да напомнят им, мои безыскусственные строки, то время, которое, конечно, каждый из них причисляет к самым бесценным минутам своей жизни.
Октября 1836 г.
Летописи русской торговли и промышленности ещё не представляли такого блестящего примера торжества, какой совершился ныне в стенах древней отчизны знаменитого гражданина Козьмы Минина, на берегах Оки и Волги, среди обширного "торжища русской империи".
15-го августа (1836), в половине 2-го часа пополудни, Государь Император осчастливил Высочайшим присутствием шумную, великолепную Нижегородскую ярмарку, и мы видели прекрасное зрелище: Царя-хозяина, который хотел сам, на месте, обозреть главное средоточие внутренней торговли.
Для величия нет предметов недостойных его; нет таких, которых не возвышало бы оно своим приближением, - и появление Великого Посетителя среди торговых лавок и укромных балаганов купеческих, повторяю, было зрелище прекрасное. Величественно было оно, притом и русское, истинно русское по своей самобытной местности, которой нет, и не может быть в других странах Европы.
Государя Императора встретили здесь, как долгожданного гостя. Отправляясь из Москвы, многие купцы говорили между собою с тайною радостью: "увидите, что ныне Государь Император будет на нашей ярмарке; Он давно обещал нам посетить ее, и в сем же году мы удостоимся оного".
Сбылось желание, разнесся по ярмарке говор: "Государь Император (Николай Павлович) в Москве и изволит ехать в Нижний Новгород". Как вездесущая благодать Божия, Царь Русский быстро приблизился к древней столице некогда знаменитого Суздальского Княжества. Ожидание владело сердцами подданных; собиравшиеся возвращаться с ярмарки в свои губернии, остановились; всё ожидало; наконец сердца забились радостью, в которой забыты были все дела, вся суетливость торговли и расчётов; одно всюду слышалось: "Государь здесь!".
Для незнающих местного положения здешнего, скажу, что Нижний Новгород находится на нагорной высоте, у подножия которой сливаются Ока и Волга: напротив его, на луговой скатерти прибрежья простирается бесконечное протяжение ярмарки, уже более трех столетий ежегодно кочующей на берегах Волжских.
Известно, что знаменитая ярмарка началась издревле в Казани, и Великим Князем Василием Иоанновичем, по причине опасностей, которым подвергались русские купцы, ходившие в неприязненную тогда Казань, переведена была на то место, где была древняя обитель Св. Макария Желтоводского, отчего ярмарка получила название "Макарьевской". Впоследствии возникшее окрест ее селение названо было Императрицей Екатериною городом Макарьевым.
Несмотря на невыгодное местоположение, ярмарка оставалась на том же месте до 1816 года, когда страшный пожар опустошил тамошний гостиный двор. После сего бедственного случая она переведена была на удобнейшее место: к старинному большому городу, слиянию двух больших рек, ближе к центру торговли русской - Москве.
Обширный каменный Гостиный двор, имеющий шестьдесят корпусов, с галереями, длиною от 38 до 76, и шириною от шести до восьми сажен, как будто "громадный караван-сарай восточный", воздвигнут здесь, и кроме того построено множество отдельных зданий: православный храм прекрасного зодчества, богато украшенный благочестием съезжающихся сюда купцов.
Совершенно особенную характеристику ярмарке придают множество облегающих ее, временных балаганов, шалашей, навесов; бесчисленное множество лодок, судов, пароходов, плотов различных грузов, приходящих сюда водою по Волге и Оке из Москвы, Сибири, Астрахани.
На двух концах ярмарки символы веротерпимости в России: на одном церковь армянская, на другом мечеть, и потом табуны с кочевыми калмыками, вьюки с произведениями Востока, русское разгулье после дневных забот, когда вечером зажигаются всюду огни по берегу, - прибавьте к этому на горе старинный Кремль нижегородский с его древними храмами и стенами; вообразите беспрерывные обозы, груды товаров, лавки и магазины, и всё это, кипящее народом в непрерывном смешении европейцев с азиатами, русского купца вместе с калмыком, индийцем, немецким торговцем, ремесленниками, рабочими; вообразите, наконец, миллионы капиталов, передаваемых в тысяче произведений Европы, России, Персии, Бухарии, Индии, Китая.
Государь изволил остановиться в главном доме ярмарки. Почетный караул был поставлен от роты бессрочно отпущенных Гвардейского корпуса. Слезы радости заблистали у воинов при виде Его Величества. Государь милостиво приветствовал их, и повелел "караул отпустить". Он неоднократно благоволил выходить на балконы, находящиеся на обеих сторонах занимаемого Им дома, окружённого со всех сторон бесчисленным народом.
Первый выезд Благочестивейшего Императора был на другой день 16-го числа августа в 10 часов утра в сооруженный на ярмарке Храм, с 7-ми часов уже наполненный людьми всех сословий; неисчислимые тысячи народа несмотря на проливной дождь окружали дом, занимаемый Государем, и смыкались между собою другими тысячами народа, ожидавшими Его Величества на улице, образуемой правильною постройкой торговых рядов.
У церковной паперти Помазанника встретил с Животворящим Крестом и святою водою Преосвященный Иоанн, Епископ Нижегородский и Арзамасский. Совершение Божественной литургии благоговейным архипастырем с почетным духовенством, стройное пение архиерейских певчих, умиление на лицах и выражающееся на них общее теплое моление всех предстоящих к Царю "царствующих о долгоденствии" молящегося в сем же храме вместе с тысячами подданных Царя возносило душу неземным восторгом и наполняло чувствами неизъяснимыми.
При исшествии из Храма Государя, Епископ проводил Его до паперти с Животворящим Крестом; где паки Благочестивейший приложился к Знамению Победы. Торжественно было ciе чествование Креста Спасителя, в виду сотен тысяч разноплеменно народа.
В 12 часов по представление генералов и дворянства, имело счастье представляться купечество. Вникая во все предметы торговли Царь удостоил их продолжительною, отеческою, наставительною беседою; радостно, благодарно, внимали тронутые приветом Монарха, при бремени царском, при высоких намерениях озабочивающегося вниманием к самым подробностям торговли. Московский градский глава Иван Алексеевич Колесов и нижегородский Федор Петрович Переплетчиков, были удостоены приглашением вместе с дворянством к обеденному столу Его Величества.
Но оставалось еще несколько часов до обеденного времени; они посвящены были Государем на обозрение земляных работ: нижней набережной, места для постройки казарм и прочих зданий, строящихся в Кремле.
Государь любовался положением места назначенного под постройку губернаторского дома, изволил осмотреть работы волжского откоса, нарочно ездил на край города на так называемый Похвалинский съезд, важный для торговли потому, что сей съезд, находясь на Арзамасском тракте, служит кратчайшим путем для транспортов, избегающих чрез него гористые места и самый город.
Царь вникал во все клонящееся к пользе и удобству торговли, распоряжался Сам; несмотря на ненастную погоду, на трудность пути от недавно срытой земли, размытой дождями, шел пешком. При всех обозрениях изъявлял Всемилостивейшее удовольствие военному губернатору Бутурлину (Михаил Петрович), директору работ полковнику Петру Даниловичу Готману и производителям работ капитанам Поднозову и Дмитриеву.
17-го августа удостоились представляться Государю находящиеся здесь на ярмарке астраханские, тифлисские и кизлярские армяне, казанские и касимовские татары, закавказцы, дербенские и ширванские жители, бухарцы, мордовцы, черемисы и чуваши. Все, все были удостоены Царским приветом в долговременном разговоре. Можете вообразить их восторг!
Тут последовало трогательное зрелище: уволенные от службы солдаты, сбежавшиеся из всей губернии только взглянуть на Государя, не только видели Его, но были все до единого позваны к Его Величеству в залу и пожалованы денежным награждением. Нельзя описывать подобные сцены, надобно было видеть лица воинов, омоченные радостными слезами.
Народ не отходил от Царского дома. Повсюду где был Государь, Он был окружен множеством радостных благоговеющих подданных, тысячами иноземцев. На другом конце города, где в присутствии Его Величества был парад бессрочно-отпускных войск, поле было покрыто людьми; на смотру батальона 4-го учебного Карабинерного полка, на Кремлевской площади у монумента князя Пожарского и Минина, - был народ. Там Государь изволил обозревать казармы и строившиеся при оных новые корпуса.
Оттуда Его Величество паки посетил Собор на ярмарке, повелел сделать рисунок нового иконостаса и сам благоволил дать наставление архитектору для исполнения.
Вся ярмарка удостоилась быть обозрённой и с прилегающим к ней Кунавинским кварталом. Государь останавливался в каждом ряду лавок, входил во все подробности. В Китайском ряду благоволил входить в анбар головы московского купечества Колесова и даже посетить его комнаты. Благодетельная веротерпимость православного Царя, доставила татарам счастье видеть Его зашедшим в их мечеть.
Поразительны были чувства магометан: первое движение всех их было принести Всемогущему Богу по их обряду молитвы, потом все бросились к священным стопам Повелителя. Его Величество соизволил благодарить за их чувства, внушал им о сохранении доброй нравственности, Им ценимой в каждом подданном различных стран обширной Империи.
В сей день к обеденному столу кроме Свиты Его Величества приглашены были: главноуправляющий путями сообщения граф Толь (Карл Федорович), министр финансов граф Канкрин (Егор Францевич), товарищ министра внутренних дел граф Строгонов (Александр Григорьевич), нижегородский военный губернатор Бутурлин и командующий находящимися здесь войсками генерал Скобелев (Иван Никитич).
В тот вечер забили вечернюю зорю в 11 часов, удивившись, узнали, что Государь Император, снисходя на просьбу купечества дозволить продолжить время для потушения в лавках огней, повелел вместо бывшего "назначенного времени 9 часов" отсрочить до 11-ти, для чего даже изменил на ярмарке военный порядок, приказав бить в сей час вечернюю зорю, как сигнал погашения в торговых рядах огней для общей безопасности.
Невозможно изобразить проявившийся среди всего этого общий восторг и то, что все ощущали видя Государя как доброго семьянина, внимательного хозяина, вникающим во все местные подробности. По пламенному желанию нижегородцев увековечить память сего посещения, Государь благоволил утвердить план и фасад церкви на Сенной, и поднесенные на Высочайшее воззрение военным губернатором.
По приезде сюда Государя купечество тотчас собрало 30000 р. в намерении всеподданнейше испросить позволения угостить Его Величество обеденным столом; благодетельный Царь повелел "обратить сию сумму, на какой они пожелают человеколюбивый подвиг" и, по назначении оной на устройство каменного госпиталя собственно для купцов и приказчиков, приобщил 10000 руб. от Имени Своего; дозволив продолжать подписку.
18 числа августа Государь изволил смотреть гарнизонный батальон и пожарную команду, приказал отделать две башни древней крепости и назвать одну "Николаевской", а другую "Александрийской"; обозревал все богоугодные заведения, две градские больницы, мужскую богадельню, вновь строящийся богадельный дом, дом умалишённых, училище для детей канцелярских служителей, казармы арестантской роты, рабочий и смирительный дом и тюремный замок, где некоторым оказал милосердие.
Во всех сих заведениях Государь был доволен порядком, изъявил благодарность инспектору врачебной управы и непременному члену приказа общественного призрения; потом изволил быть в гимназии.
По возвращении Государя Императора в занимаемый Им дом, Его величеству имел счастье представляться во второй раз Преосвященный Иоанн. Радостно было ciе для паствы и всех пребывающих на ярмарке, чтущих душевно достойного архипастыря.
В 3 часа Государь отправился к стоявшему на Оке пароходу, назначенному для путешествия Его Величества в Казань. Нельзя русскому остановить движенья сердца в замечаниях, что во всех особенных случаях видимы знаки благословения Божия над Тем, чье сердце в руце Божией. Случилось же так, что пароход, найденный из купеческих судов удобным для сего путешествия, носил имя Св. Макария, покровителя сей страны, и по имени коего у многих и по переводу в Нижний Новгород ярмарка слывет "Макарьевской".
Пристань, верхи мачт бесчисленных купеческих судов были покрыты людьми; под Государеву коляску расстилали кафтаны, ура гремело. Восстановитель русского громоносного флота вступил в скромный пароход и Ока, сливаясь с Волгою, благоговейно склонилась под Властителем морей. Тут открылось новое зрелище любви народа, множество лодок спешили вслед Монарха, чтоб еще Его видеть.
С пристани военный губернатор и все отправились в Собор, где Епископ совершил благодарное мoлeбcтвie Господу Богу о радостном посещении и принес коленопреклонённо молитвы "о шествующем в путь".
С парохода присланы были господину военному губернатору знаки Св. Анны 1-й степени, украшенные Императорской короной и награды полицмейстеру с офицерами полиции, коему лично Его Величество изъявлял благодарность "за найденный везде порядок".
Таково было достопамятное посещение первого по важности своей для внутренней торговли "торжища русского" Государем Императором. Конечно, останется оно вечно в воспоминаниях русского купечества как благословение отца детям на мирные подвиги их, когда мощная десница его безопасит обширную русскую землю от врагов и крамол вражеских.
Здесь как и везде каждый шаг Его был ознаменован мыслью Его о благе подданных и сознанием этой мысли подданными, доказанным чрез живой восторг, с каким встретили они Монарха своего, сопутствуемого всюду молитвами о нем народа и благоговейной благодарностью.
Другие публикации: