Найти тему

Свой путь (11)✨Ответственное задание

"...- Вот и хорошо, - произнесла Елизавета Никитична, - Вы же, Мария Ивановна, знаете, что наш посёлок центральный, а дети в школу ходят из всех окрестных деревень. Вот Вам с Надеждой и предстоит выполнить ответственное задание. Нужно у школьников дома побывать, посмотреть, как они живут, заодно и с их родителями познакомиться..."

Дорогие друзья! Большое спасибо всем вам за ваше внимание и интерес к моим рассказам!🌹🌹🌹🌹🌹

Начало здесь.

Глава 10 здесь.

Читайте: Сыновья.

Сыновья, часть 1. Архип
МАРУСЯ из белорусской глубинки23 августа 2022

На следующий день Маша только успела переступить порог школы, как встретилась с директором. Елизавета Никитична поздоровалась, а затем взяла Машу под руку и повела в свой кабинет.

- Нам нужно срочно поговорить, пока никого нет.

- Разве мы с Вами кого-то боимся?

- Я никого, а вот Вам, Мария Ивановна, коллеги начнут задавать вопросы, я в этом уверена. Так что попрошу, чтобы всё то, о чём мы с Вами будем говорить, осталось между нами. Договорились?

- Конечно.

- Хочу Вас попросить, потому как больше некого, взять шефство над своей коллегой Надеждой. Вы ровесницы, вместе начнёте работать, подружитесь. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы помогли ей ... - Елизавета Никитична остановилась, подбирая слова, - наставили бы на путь истинный. Думаю, что Вы уже в курсе, что вернулась Надежда из города в очках. Уверена, что знаете, почему она их не снимала.

У Маши глаза округлились от удивления. Не успела она сообразить, что ответить, как Елизавета Никитична продолжила:

- Мне всё Зоя рассказала ещё вчера вечером, но не подумайте, не для того, чтобы просто посплетничать. Она переживает за Надежду не меньше, чем я и Вы. Говорит, что Пете коллега Ваша очень понравилась, а какой она пример ему подаст, да и всем нашим детям? Я, конечно, тоже на контроле всю эту ситуацию держать буду, но и Вас попрошу поговорить с Надеждой, увлечь её чем-нибудь. Павла ведь пока всё равно нет, так что научите Надю чему-нибудь полезному, например, шитью. Я знаю, что к Вам местные жители обращаются, и Вы по их просьбе шьёте то полотенца, то простыни. У нас в кабинете, где домоводство проходит, машинки швейные имеются. Пожалуйста, можете шить после уроков, я даже Вам часы для этого выделю. Будете Надежду полезному делу обучать и девочек наших. Заметьте, что не бесплатно, а копеечка за это Вам будет начисляться. И у Нади времени не останется, чтобы искать укромный уголок, где можно с сигареткой душу отвести, если она увлечётся чем-то полезным.

- Хорошо, я сегодня поговорю с ней, когда она придёт на работу.

- Не будет её. Я сказала ей, чтобы она до выходных в школе не показывалась. Куда ей идти с таким глазом?

- По деревне всё равно слухи пойдут, - ответила Маша, вспомнив ситуацию с агрономом Васей.

- Зоя будет молчать, я тем более. Думаю, что и Вы никому ничего рассказывать не будете. Только Петя может приятелям проговориться, больше некому. Саму же Надю я попросила на улице очки не снимать, чтобы разговоров не было. Ведь не только её репутация пострадает, но и моя. Да что там говорить, пострадает репутация нашей школы, а мне бы не хотелось, чтобы так произошло.

- Спасибо Вам, Елизавета Никитична, за доброту и понимание.

- Я ещё не всё сказала. Надежда не будет дома просто так сидеть, я её предупредила. Вам с ней задание одно предстоит выполнить.

- Сделаем всё, что нужно.

- Вот и хорошо. Вы же знаете, что наш посёлок центральный, а дети в школу ходят из всех окрестных деревень. Вот Вам с Надеждой и предстоит выполнить ответственное задание. Нужно у школьников дома побывать, посмотреть, как они живут, заодно и с их родителями познакомиться. Меня больше интересуют те семьи, где "злоупотребляют". Список я Вам предоставлю. Он не слишком большой, но в каждую семью нужно сходить, чтобы всё увидеть своими глазами. Так что и Вы, Мария, сейчас можете отправляться домой, а ближе к пяти часам, когда рабочий день подойдёт к концу, пойдёте посещать семьи. Деревень всего четыре. Так что на четыре дня у Вас с Надеждой работа имеется. Потом выходные, а там глаз у надежды нужен нормальным будет. И коллеги Ваши более опытные будут довольны, потому что им самим к своим ученикам ходить не придётся. В общем, только такой выход я вижу в этой ситуации.

- Тогда я возьму список и пойду домой.

Елизавета Никитична протянула Маше тетрадь, где аккуратным почерком были написаны фамилии и имена детей, которых предстояло посетить на дому. Напротив некоторых фамилий стояли "птички".

- Это те самые, которые у нас на контроле. С ними нужно серьёзно поговорить, объяснить, что родители несут ответственность за детей. Если надо, можете даже припугнуть таких пап и мам. Думаю, что у Нади это получится. Вот и всё, в принципе.

Маша вышла из кабинета директора и направилась к выходу, но её остановила Варвара:

- Мне когда пол в кабинете мыть, сейчас или позже?

- В любое время, меня пока не будет.

- Так рабочее время всё-таки.

- У нас ненормированный рабочий день, -ответила Маша, но вдаваться в подробности не стала.

- Хорошо же некоторым, захотели - пришли на работу, захотели - ушли. А здесь сиди в этой школе днями и драй полы каждую перемену.

Маша сделала вид, что она ничего не услышала. Правда, когда закрыла за собой дверь, подумала: "Варе срочно надо замуж. Тогда она будет занята своими делами, ей некогда будет обращать внимание на других. Да и добрее она станет, не будет злиться на меня из-за Паши, ведь она неплохая девушка, но при этом несчастливая".

***

Надя вышла к Маше навстречу, когда увидела, что та вышла из школы.

- Как тебе наша Елизавета? - поинтересовалась Надя. - Скажи, что она молодец, всё правильно решила? Я таких, как она, уважаю. Даже директрисой больше ни разу её не назову. Что она тебе сказала?

- То же, что и тебе. Пойду я домой, а мы с тобой по дороге поговорим, - ответила Маша и не стала задерживаться. Некогда ей было, потому что вечером они со свекровью обычно ходили за травой для поросят, потом готовили что-нибудь на завтрашний день. И Маше хотелось сделать всё самой до прихода Клавдии Андреевны с работы.

Свекровь не была удивлена тому, что невестку и её коллегу отправили в другие деревни. Женщина только покачала головой:

- Ничего не меняется в этой жизни. Пришли молодые девчонки - и на них сразу "ездить" начали. Оно, конечно, понятно, кому охота топать три километра в одну сторону, чтобы посмотреть на своих учеников. Я вообще не пойму, для чего всё это надо. Вы ещё в школе на них насмотритесь.

- Нам надо беседу провести с неблагополучными, теми родителями, которые такие, как Ганна.

- Таким хоть кол на голове теши, толку всё равно не будет. Знаешь, как в поговорке известной говорится? Горбатого исправит...

- Но мне и самой интересно увидеть, как дети живут. Это многое понять поможет. Например, я буду знать, какие условия у ребёнка дома, есть ли место, где можно уроки делать. Требовать ведь результата можно только от тех, у кого все условия для учёбы созданы. Может, я кому-то помочь смогу, советом или добрым словом.

- Хорошо, что ты не одна пойдёшь, а с Надеждой. Она посмелее тебя будет, если что и приструнить какого-нибудь папашку сможет.

***

Маша и Надя шли сначала по узенькой просёлочной дороге, а потом свернули на широкую трассу, чтобы не идти напрямик, через лес. Ни одна, ни другая не ориентировались в лесу и боялись заблудиться.

Надя снова начала рассказать о своём Андрюхе, но Маша её перебила вопросом:

- Что тебе нравится делать, Надя? Чем ты увлекаешься?

- Зачем это тебе?

- Просто так, мне интересно. Я, например, читать люблю и шить.

- Когда-то я тоже читала. Помню, как мамка у меня книжки забирала, говорила, что зрение испортится. А потом, когда с Андрюхой познакомилась и взрослой себя почувствовала, не до книжек мне стало. За модой начала следить и танцевать училась под заграничные песни.

И тут Маше пришла в голову одна идея.

- А что если мы с тобой вместе кружок организуем для старшеклассниц? Ты знаешь, какие вещи сейчас в моде, а я шить умею. Вот мы и поможем сшить наряды нашим девчонкам наряды, чтобы выглядели они не хуже, чем в городе ходят.

- Можно попробовать, только для этого ткань нужна, а она не из дешёвых.

Договорить Маша и Надя не успели, потому что увидели агронома Васю, который шёл им навстречу не спеша и прихрамывая.

- Добрый вечер! - первым поздоровался он.

- Здравствуйте! - они вместе поприветствовали агронома, а потом Маша спросила: - Что это с Вами? На колене дырка, сами хромаете?

- А вы разве не слышали, что в Мосеевке случилось?

Маша и Надя помотали головой, что они не в курсе произошедшего.

- Среди бела дня на Аллу Владимировну, почтальонку нашу, напал неизвестный, когда та пенсию в деревню несла.

- Она жива?

- Да, только очень испугалась. Сейчас показания участковому даёт. Он на мотоцикле приехал. Владимировна говорит, что не знает, кто это мог быть. Напали на неё сзади, так что не разглядела никого, да и от страха не до того ей было. Самое интересное, что она всегда на велосипеде ездила, а здесь он сломался. Она пешком пошла через лес, а здесь такое. Значит, кто-то из своих, из местных.

Надя толкнула Машу в правый бок и прошептала:

- Хорошо, что мы с тобой решили в обход идти.

Маша согласно кивнула.

- Я в Мосеевке как раз был, когда увидел, что Валентиновна бежит, руками машет и кричит. Побежал в лес, но разве там кого-то уже найдёшь? Только брюки порвал.

- Вы не расстраивайтесь, принесите к нам, мы с Клавдией Андреевной зашьём. Она как раз домой уже вернулась.

- Было бы сказано, - с улыбкой, но немного стесняясь, ответил агроном. - Не буду вас больше задерживать.

- Какой же он мямля, - хмыкнула Надя, - хлюпик.

- Нет, вот он нормальный, - ответила в защиту агронома Маша и хотела добавить, что если кого и можно назвать таким словом, то Андрюху, но потом подумала, что Надя обидится, начнёт спорить, а Маше ссориться и спорить не хотелось.

***

Мосеевка находилась за поворотом. Девушки сошли с трассы и снова метров пятьсот шагали по просёлочной дороге среди широкого поля.

Как только показались крайние дома, Надя заметила:

- Наконец-то пришли. Бедные дети, которым такой путь приходится проделывать каждый день. Не пойму, почему автобуса нет, который бы их подвозил. Я бы на их месте вообще в школу не ходила, если бы так далеко жила.

- Надо у Елизаветы Никитичны всё узнать.

- Обязательно спросим и добьёмся того, чтобы был организован подвоз школьников. Если нужно будет, бумагу напишем куда следует.

Маша посмотрела на коллегу, которая говорила вполне серьёзно, и подумала, что Наде нужно быть начальником. Уж больно серьёзный и деловой у неё вид.

Люди в Мосеевке толпились у первого дома, который стоял у дороги. Все обсуждали произошедшее нападение на почтальонку. Среди них был и молодой человек в милицейской форме. Маша подумала, что это, наверное, и есть тот самый участковый, о котором говорил агроном.

- Здравствуйте! - поздоровались Маша и Надя.

- Здравствуйте, коли не шутите! - ответил им пожилой местный житель. - Какие молодицы к нам с визитом пришли! Дайте-ка я угадаю, кто вы такие. Небось, учителки новые?

- Они самые, - деловито ответила Надя и поправила очки. Маша заметила, как окинул коллегу взглядом участковый. По всей видимости, Надежда произвела на него впечатление.

Продолжение.