Темной июльской ночью 1983 года в московском районе «Серебряный Бор» было немноголюдно. Влюбленные парочки неспешно прогуливались по аллеям, наслаждаясь покоем и обществом друг друга.
Но внезапно на аллее показался странный мужчина. Поравнявшись с влюбленными, он грубо толкнул девушку, тем самым вызвав возмущение её кавалера. Вспыхнула ссора. Незнакомец, недолго думая, выхватил из-под плаща обрез ружья.
"Ну что, теперь разговор будет другой!" - зловеще процедил он сквозь зубы. Перепуганные влюблённые кинулись прочь, но преступник ринулся вдогонку. Спустя считанные минуты в ночной тишине прогремел выстрел…
…Около полуночи в милицию поступил тревожный звонок. На том конце провода, захлёбываясь слезами, кричала девушка: "Помогите! Мой парень, он не дышит!"
- Дежурный сработал оперативно — на место происшествия тут же выехала следственная группа.
Эта история начиналась вполне красиво. Рабочий завода Иван Кузнецов познакомился с коллегой по цеху Людмилой Кулик и пригласил её на свидание. В тот роковой вечер в парке было их первое свидание.
Кузнецова незнакомец положил на месте, а Людмиле чудом удалось уцелеть. Правда и для неё эта ночь закончилась печально. Прежде чем отпустить девушку, разъяренный мужчина успел над ней покуражиться.
Человек в модном плаще
Едва придя в себя, Людмила сумела описать приметы душегуба: мужчина крепкого телосложения, в модном плаще, с короткой стрижкой. Девушка также обратила внимание на оттопыренные карманы одежды преступника. Как позже выяснится, они были набиты патронами.
Город охватила паника. На поиски опасного преступника были брошены лучшие силы милиции. Ориентировки с его приметами разослали по вокзалам, аэропортам, постам ГАИ. Поймать человека в плаще стало делом чести для стражей порядка.
Но бандит словно растворился в ночи. Сыщики прочёсывали каждый уголок столицы и прилегающих районов. Им оставалось лишь гадать — затаился ли преступник где-то в городских дебрях или уже успел сбежать в другой регион?
И где в следующий раз он нажмет на курок своего обреза?
Опытные криминалисты скрупулёзно обследовали место случившегося, надеясь отыскать хоть малейшую зацепку. И удача им улыбнулась - в траве были найдены пыжи от охотничьего ружья. Когда улики передали на экспертизу, всплыла любопытная деталь: бумага содержала цифры, формулы и даже номер страницы. Специалисты не сомневались — пыжи сделаны из ученической тетради.
Так у оперов появилась первая ниточка. Они вспомнили, что совсем недавно похожие улики засветились в другом деле. Тогда на вызов приехали разбираться с местным сорванцом, семиклассником Алёшей Деевым, палившим из отцовского ружья, просто по банкам. Паренёк чуть не пристрелил соседа, пытавшегося отобрать «опасную игрушку». Когда хулигана задержали, в его комнате нашли разодранные учебники. Они, видимо, пошли на пыжи.
Однако пыжи юного правонарушителя оказались "пустышкой". Они не совпадали с найденными на месте преступление ни по калибру, ни по другим параметрам.
Это был ложный след.
Сыщики вновь опросили Людмилу, в надежде, что она вспомнит какие-то упущенные детали. И девушка вспомнила.
"Перед тем, как скрыться, незнакомец обронил странную фразу: "Ты меня ещё в кино увидишь", - поделилась она.
Эта информация круто поменяла ход следствия. Неужели душегуб — человек из мира кино?
Опергруппа немедленно выдвинулась на "Мосфильм" - старейшую и крупнейшую киностудию страны.
Ложный след
Почти сутки следователи провели в монтажной, перебирая отснятый материал. Кадр за кадром, вместе с Людмилой они вглядывались в лица актеров и массовки. И вдруг девушка застыла как вкопанная: "Он! Это точно он!"
Её палец указывал на высокого статиста в модном плаще.
Владимир Лисовский, именно так звали этого человека. Его приметы идеально совпадали с описанием ночного преступника. Опера решили не брать его сразу, а для начала установить за подозреваемым круглосуточную слежку.
Поначалу Лисовский вёл себя как обычно. Всю неделю он ходил на работу, ни у кого не вызывая подозрений. Но тут подошли выходные и…
В безлюдной аллее актёр напал на одинокую девушку. Распахнув перед нею плащ, он предстал абсолютно без ничего!
Эксгибиционизм. Болезненно-патологическое поведение, которое характеризуется навязчивым желанием демонстрировать свое неприкрытое тело окружающим, чаще всего представителям противоположного пола. Наибольшее удовлетворение вызывает наблюдение за реакцией визави, испытывающих изумление, смятение, страх.
Лисовского немедленно задержали. В те времена с подобными «товарищами» не церемонились, так как они реально представляли опасность для окружающих, особенно детей.
Вопросы о кураже над Людмилой Кулик и гибели ее знакомого Ивана Кузнецова заставили его испугаться, и он стал лепетать:
- «Я вообще не переношу вида крови. Я другой, не такой, как все. Но я никогда ни на кого не нападал».
И это было правдой.
Исключением стала лишь одна гражданка, которая, увидев эксгибициониста, сама напала на него. Она была убежденным членом партии, занимала должность в райкоме и просто не смогла допустить такого произвола. Кстати, Лисовский тогда еле-еле смог убежать от напористой дамы.
Для опознания актера доставили к Людмиле. Но девушка, взглянув на задержанного, твердо заявила:
- "Нет, это не тот человек".
Опера занервничали. Как же так? В «Мосфильме Кулик с уверенностью указала пальцем на Лисовского, а теперь она категорически отрицает его причастность. А может она просто знает преступника и теперь его покрывает?
Необходимо было проверить прошлое девушки.
Несмотря на юный возраст (23 года), Людмила Кулик уже успела побывать замужем. Супруг был старше на 10 лет, а красавица-жена флиртовала направо и налево. Семья в итоге распалась. Но ведь ревность могла остаться. А вдруг ослепленный яростью бывший муж взял обрез и поставил точку в отношениях с новым избранником.
Опера проверили и эту версию.
Оказалось, что брошенный муж уже давно спился и опустился на самое дно. Какой там модный плащ, обрез или месть? Он с трудом наскребал мелочь на очередную бутылку.
Дело о преступлении в Серебряном Бору грозило стать "глухарём".
Но вскоре незнакомец вновь напомнил о себе. На этот раз выстрелы прозвучали в Подмосковье.
Новый сигнал
Деревня Назаркино. Бдительный участковый Уткин, спешивший на работу июльским утром, обратил внимание на подозрительного мужчину. Он был очень похож на человека с недавно присланной ориентировки. Та же короткая стрижка, длинный плащ, пронзительный взгляд.
"Старший лейтенант Сергей Уткин, ваши документики", - вежливо, но твердо обратился страж порядка к незнакомцу.
"Я паспорт у брата оставил, к нему в гости приехал", - пролепетал тот в ответ.
"Вот и отлично, поедем вместе к вашему брату, заодно и документы проверим", - хитро прищурился Уткин.
Незнакомец неожиданно согласился, но уже через минуту метнулся в сторону и выхватил из кармана обрез. Нажать на курок было делом доли секунды. Участковый упал, а стрелок уже мчался по улице, распугивая редких прохожих.
На беду бандита, из-за угла вывернула местная жительница, находившаяся на последнем месяце беременности. С ней душегуб и столкнулся. От испуга у женщины начались схватки прямо посреди улицы.
На крики сбежались родственники, соседи. Бледные, испуганные лица, причитания, плач - люди не сразу поняли, что в руках у незваного гостя обрез.
И тут на глаза незнакомца попался мотоцикл.
Бандит наставил ружье на перепуганную толпу и зарычал:
- "Чей агрегат? А ну живо заводи, не то всех перестреляю всех к чертовой матери!".
На свою беду отозвался муж роженицы.
- "Мой это мотоцикл, только не стреляйте, Христом Богом молю!".
Вскоре мотоцикл выкатился в проулок.
"Гони, папаша, если жить хочешь", - процедил беглец и покрепче ухватился за сиденье. Мотоцикл сорвался с места и, набирая скорость, скрылся за поворотом. Растерянные сельчане бросились в разные стороны - кто в погоню, кто вызывать милицию, кто помогать роженице.
Раненого лейтенанта доставили в больницу вслед за будущей мамой. Врачам удалось спасти всех – женщину, младенца и сотрудника милиции.
А вот судьба молодого отца, в тот момент несущегося на мотоцикле, несколько часов оставалась неизвестной. Человек с обрезом укатил с ним в неизвестном направлении, угрожая пристрелить при первой же попытке сбежать или позвать на помощь.
Поиски велись всю ночь. Лишь под утро на 48-м километре трассы Москва-Ярославль был найден брошенный мотоцикл. В придорожных кустах без сознания лежал его хозяин. Человек в плаще на этот раз оказался великодушен. Он просто оглушил своего спутника и исчез в неизвестном направлении.
Сыщики были уверены это и есть тот человек, которого разыскивает вся московская милиция.
Новый поворот
А между тем, мужчина в плаще словно сорвался с цепи…
Следующий день принес новую страшную весть. На этот раз сигнал был из Ярославской области.
В доме Корнеевых царила атмосфера радостного ожидания. Супруги готовились встречать сына Сашу, демобилизовавшегося из армии. В то утро жена Александра Марковича ненадолго отлучилась к соседке. Вернувшись, она с испугом обнаружила незапертую дверь.
В комнате рылся незнакомец, который, завидев хозяйку, кинулся наутек. Женщина, трясущаяся от страха, выскочила на лестницу и подняла крик. Этот отчаянный поступок, возможно, спас ей жизнь.
Позже, давая показания оперативникам, потерпевшая описала грабителя: короткая стрижка, длинный болониевый плащ, тяжёлый, пронзительный взгляд. Сомнений не было - в доме Корнеевых побывал тот самый неуловимый душегуб.
Преступник украл деньги - 250 рублей, по тем временам не малую сумму, а также кое-что из одежды.
Однако в спешке он допустил две серьёзные оплошности.
Во-первых, переодевшись во все новое, оставил свою старую одежду.
Во-вторых, не удержался и хлебнул вина прямо из горла початой бутылки, оставленной хозяевами на столе.
Брошенную одежду и винную бутыль сыщики сразу изъяли в качестве вещдоков и сразу же отправили на экспертизу. С горлышка были сняты отпечатки пальцев и разосланы по всем региональным управлениям милиции.
А в кармане куртки оперативники обнаружили квитанцию из фотоателье. И это была уже серьёзная зацепка.
Фотограф сразу вспомнил клиента, заказавшего снимок на паспорт. Проверив по квитанции мастер смог назвать и его имя и фамилию.
Василий Лаушкин. Коротко стриженный мужчина в плаще. Но он приходил не один, а в компании юной особы, к тому же очень пугливой.
И снова у оперов появилось много вопросов. А когда пришли результаты дактилоскопической экспертизы, сыщиков и вовсе ожидал сюрприз.
Отпечатки пальчиков принадлежали не Василию Лаушкину, а некоему Александру Князеву, в криминальных кругах известному как «Князь». Драматизма добавлял ещё и тот факт, что «Князь» три месяца назад совершил побег из мордовской колонии, и в данное время промышлял разбоями и грабежами.
Опера тут же подняли статистику последних преступлений по этому направлению и поняли — Василия Лаушкина ограбили, а в руках отпетого «урки» оказался ещё и вещи потерпевшего.
Личность «Князя» была изучена сыщиками досконально. Теперь они знали, кого нужно искать. Однако поймать Князева в многомиллионном городе, да ещё при полном отсутствии информации о его связях было всё равно, что отыскать иголку в стоге сена.
Преступник как сквозь землю провалился. Лёг на дно, затаился? А может, уже рыщет по подмосковным дачным посёлкам в поисках новых приключений?
Спектакль Великого князя
Заведующая Клавдия Шеметова заканчивала смену, когда в торговый зал вошли трое мужчин. Чутьё тёртого продавца мгновенно уловило неладное. Так и есть - через минуту в руке одного из визитёров блеснул нож.
- "А ну живо, мамаша, гони выручку!" - рявкнул он.
Однако Клавдия не растерялась. Она схватила тяжелую гирю и швырнула в витрину. Грохот был слышен за несколько кварталов. Тогда Шеметова стала звать людей на помощь и создавать как можно больше шумихи. Это был огромный риск, конечно, но ей повезло, так как проезжавший мимо милицейский патруль среагировал мгновенно.
Не прошло и минуты, как машина с мигалкой затормозила у дверей магазина. Неудавшиеся грабители в панике заметались в тщетной попытке найти лазейку для бегства.
И тут произошло невероятное.
Один из налётчиков вдруг ловко скрутил руки своему подельнику и с силой приложил его головой о прилавок.
- "Попался!" - зло прошипел он.
Милиционеры не сразу разобрались, что к чему.
- "Вот, полюбуйтесь, поймал!", - сиял улыбкой "герой".
Все это происходило в суматохе, поэтому милиционеры приняли бдительного гражданина за своего и даже поблагодарили
- "Надо же, какой ловкий! - восхищались они. - Обязательно представим вас к награде. Как, вы говорите, вас зовут?".
- "Василий Лаушкин я", - представился «герой», протягивая паспорт.
А вот в отделении все пошло у «Князя» не по плану. Дежурный, сверявший фото на паспорте с фото в натуре, сразу обратил внимание на несоответствие.
Когда обман раскрылся, на лицах у оперов было удивление. Да, они на своем веку многое повидали, но, чтобы преступник сам скрутил своего подельника, а потом хладнокровно его сдал, выставив себя «героем», им встречать не приходилось.
Нестыковка подтвердилась, когда сличили отпечатки пальцев задержанного с теми, что были присланы из Ярославля. Это был он, Александр Князев! Матёрый уголовник и беглый зэк, а также незнакомец в плаще, за которым охотилась московская милиция.
На допросах Князев вел себя дерзко и вызывающе. То он пытался симулировать сумасшествие, то кричал о своей мнимой невиновности, то строил из себя героя-одиночку. Но следователей было не провести. Опытные сыщики знали — перед ними опасный преступник, на счету которого немало жизней.
В качестве последнего аргумента в свою защиту Князь заявил, что всегда мечтал стать актером. Якобы именно поэтому он и отирался на "Мосфильме", выискивая подходящие типажи для своих криминальных афер.
Что ж, роль удалась! Но, увы, в титрах фильмов его фамилия так и не появилась. Зато на страницах уголовного дела Александра Князева значилось предостаточно эпизодов - разбои, грабежи, душегубства... Свидетели, потерпевшие, десятки исковерканных судеб.
Суд был скор и суров. Князева приговорили к высшей мере наказания. Вердикт был приведен в исполнение в 1984 году в Бутырской тюрьме. Так закончилась эта история.