1,6K подписчиков

Важность контекста в оценке сериала «Предатели»

Подведу итоги своего многоэтапного разбора сериала «Предатели» и критики на него. И начну с самой главной претензии, которую критики сериала предъявляют его авторам. Помогает ли сериал продвигать дело добра вперед или, наоборот, помогает злу, играет ему на руку, подтверждая его обманчивые и вводящие людей в заблуждение нарративы?

Ведь вроде бы именно тезис о «лихих 90-х» зло взяло за основу, чтобы отстроиться от него и предстать в хорошем свете. Соглашаясь с этим тезисом, мы вроде бы соглашаемся и со злом. Но на самом деле, конечно, нет – потому что в сериале очевидно прослеживается нить, которая ведет от 90-х к ситуации, которую мы имеем сейчас, то есть, нарратив зла и его «отстройка» от 90-х полностью опровергается. Не видеть этого в фильме – значит, судить о нем очень поверхностно и вообще его не понимать.

Критика 90-х отнюдь не означает согласие с нынешней ситуацией просто потому, что вся нынешняя ситуация является прямым следствием 90-х и происходящих в них событиях. Если бы этих событий тогда не было, то не было бы и нынешней ситуации. Да, в те годы действительно было и довольно много хорошего, но, как я уже писала, все это хорошее либо не дожило до наших дней, либо еще ждет свой черед проявиться в борьбе со злом. Пока мы имеем то, что имеем, мы не можем не видеть связей этого с 90-ыми.

YouTube
YouTube

Все конспирологические теории, которые можно прочесть в эти дни, выглядят, конечно, забавно, но остаются лишь конспирологическими теориями. Само собой, сериал «Предатели» вовсе не является оправданием для очередного современного передела собственности под прикрытием «пересмотра итогов приватизации». Считать так всерьез – значит, признавать, что у сериала и наблюдателей передела примерно одна и та же, во многом пересекающаяся аудитория. Что, разумеется, совсем не так – иначе мы бы просто не жили в текущем нашем контексте с февраля 2022 года.

Да, совпадения выглядят интересно, но это все лишь совпадения, иначе нам стоит признать, что арест господина Иванова имеет отношение к давнишнему фильму о нем от авторов «Предателей». Возможно, что и имеет, но лишь самое отделенное и вовсе не причинно-следственное – иначе мы бы просто не жили в текущем нашем контексте с февраля уже этого года. Контекст – это вообще в сериале самое важное, он от этого контекста неотделим и судить о нем можно только с учетом всей ситуации, в которой мы сейчас находимся, в целом.

И в этом смысле сериал, конечно, полностью служит делу добра, потому что он лишает зла главного – возможности когда-нибудь в будущем вернуться в эти темные уголки прошлого и поискать там какие-нибудь оправдания для новых злодеяний. Свет, который сейчас проливается конкретно на описываемые в сериале события 90-х, делает невозможным для зла интерпретировать эти события в свою пользу. Он лишает зла возможности снова манипулировать, лгать или передергивать факты. Точнее, зло, конечно, все это может делать, но поверят ему после сериала значительно меньше людей.

И самое важное – фильм однозначно осуждает цинизм и допущение «маленького зла ради будущего блага», показывает, что никакого блага в таком будущем нет, что любое маленькое зло превращается в большое, если ему никто не препятствует. Цинизм выводится за пределы нормального и допустимого, у нас на глазах становится дремучей архаикой. И апеллировать к цинизму на «стороне света» становится и стыдно, и немодно. Мы уже были циничными и расчетливыми, и ничего хорошего из этого не вышло. Возможно, теперь и пришло время дать дорогу романтизму и идеализму – вдруг у них получится?

Как пел классик, «мы знаем, каково с серебром, посмотрим, каково с кислотой».