Найти тему
Пограничный контроль

Почему выход фильма «Предатели» важен именно сейчас?

Хочу продолжить свои размышления о фильме «Предатели» - мне эта история, в целом, кажется невероятно важным событием последних дней, которое во многом определит путь и образ нашей дальнейшей борьбы со злом, и будущего развития в сторону добра. И сам фильм, и (в намного большей степени) дискуссия о нем являются принципиально важным, ключевым поворотным моментом окончательного слома старой архаичной этики и ее ухода навсегда в прошлое. Кроме того, вся эта дискуссия открыла такое множество интересных сюжетов с точки зрения этики и психологии, что я просто не могу, конечно, обойти их стороной.

Конкретно эта статья будет вводной, таким предисловием к более частным случаям, которые мне хочется разобрать отдельно. Поэтому, прежде всего, наверно, важно отметить, почему я сама считаю этот фильм неординарным событием. Тому есть сразу несколько причин. Первая из них, конечно, то, что я сама жила в 90-х, более того, была уже не ребенком – старшеклассницей и студенткой. Я поступила на факультет журналистики в 1995 году, когда мне было 17 лет, окончила его в 2000 году. Писала диплом о предвыборной кампании 1999-2000 годов по сюжетам Сергея Доренко и по материалам журнала «Итоги», и все эти годы пристально следила за политикой.

Поэтому претензия, которую некоторые предъявляют Марии, ко мне в принципе не применима. Я не просто жила в это время – я была активным наблюдателем происходящего и, среди прочего, непосредственной жертвой людей, которые в это время делили активы страны между собой. Моя семья была, мягко скажем, небогатой, мои родители отдавали последнее, чтобы я могла получить образование. Солидные 30-летние дяденьки из редакций (из разряда тех, кто сейчас яростно критикует фильм) не готовы были дать мне не только работу, но и более или менее хорошую перспективную стажировку, пользуясь моей бесплатной работой и «кормя» туманными обещаниями.

Все это и многое другое я отлично помню, ничего не забыла и отнюдь не считаю 90-ые временем каких-то «открытых возможностей». Для коренных москвичей и петербуржцев с старыми связями в советской номенклатуре эти «возможности», безусловно, были. Для нищих девушек из провинции, имеющих определенные принципы и убеждения – точно нет.

За последние лет 5, а то и 10 вышло довольно много документальных фильмов о 90-х, но мне смотреть их было и больно, и неинтересно. Больно, потому что это снова возвращало меня в ужасные, тяжелые, полные унижения и беспросветности времена. И неинтересно, потому что все эти фильмы, за парой-тройкой исключений, были просто скучными. В них было много тягостных подробностей, казавшихся никчемными деталей, сложные тягучие объяснения мотиваций поступков тех или иных исторических деятелей.

Само собой, эти фильмы делали, в массе своей, люди, которые сейчас с таким ожесточением набросились на Марию – в полной уверенности, что они прекрасно знают, о чем говорят. Теперь, задним числом, смотря на их бурную реакцию, я понимаю, почему все эти фильмы были такими скучными – скорее всего, этим людям в этих фильмах нужно было просто найти объяснение своей не слишком приглядной роли в тех событиях, оправдать свое участие в них. То есть, эти фильмы были попросту предвзятыми, ангажированными, нечестными – и поэтому тонули в массе ненужных подробностей и поэтому были скучными.

Яндекс
Яндекс

Фильм «Предатели» отличается от всей документалистики про 90-ые кардинальным образом. В нем нет главного – нет попытки кого-то выгородить и обелить, нет предвзятости. Есть только факты, сюжетные линии, выстроенные с предельной линейностью – так, чтобы зрителям было сразу понятно, что к чему. Все вещи в нем называются своими именами, в нем нет экивоков, эвфемизмов, туманностей и двусмысленностей.

Именно поэтому это просто очень хороший, тщательно продуманный, качественно сделанный фильм как раз-таки с журналистко-документалистской точки зрения. Тот, кто называет этот фильм плохой журналистикой, просто не умеет такие фильмы делать. Не умеет правдиво, точно и, главное, интересно и увлекательно показывать сложные и запутанные истории (которые их участники намеренно, подчеркну, усложняли и запутывали).

И второй, очень важный момент – впервые после 16 февраля у меня (как и у многих других людей) появилось ощущение, что все продолжается. Что в тот мрачный день ничего не закончилось. Что мы еще поборемся и попробуем это зло преодолеть. Этот фильм и стал в буквальном смысле действием, выражающим лозунг «не сдаваться». Это невероятно важно, и повторюсь, ни в каком случае не может пройти без существенных последствий.