Не могу не отметить еще несколько моментов в критике сериала «Предатели», которые кажутся мне довольно важными с точки зрения именно этики.
Вы, наверное, видели высказывания некоторых людей о том, что Мария – лицо сериала и один из ключевых его авторов – прочно ассоциируется у них с революционерками начала XX века, так как все, что она делает, по сути, это «составляет расстрeльные списки». Это классическая манипуляция – подмена понятий. Общественное, публичное даже не порицание, а вынос на обсуждение нелицеприятных для неких персоналий фактов уравнивается с фактическим неправедным судом и даже физическим уничтожением. Но они, разумеется, ни в чем друг другу не равны, эти вещи не имеют никакого тождества.
Подобная манипуляция может быть вполне осознанной и намеренной – например, такого рода манипуляции стали одним из основных приемов риторики Владимира Рудольфовича С. Но мы же имеем дело с совсем другой стороной баррикад, казалось бы? Так почему же человек позволяет себе такую манипуляцию? Вариантов не много – он либо действительно находится с «той стороны баррикад» и только притворяется нашим. Либо он – просто подлый человек, привыкший претворять свои сработавшие триггеры в подлость просто, что называется, на автомате.
Но есть и третий вариант – для человека публичное порицание и «расстрeльные списки» действительно тождественны, и в этом смысле он совершенно искренен. В таком случае, перед нами – человек дремучей архаики, для которого в принципе ненасильственные методы борьбы не существуют в природе. То есть, тот, кто не понимает смысла «нравственного порицания», потому что его нравственность ограничивается только вопросом применения или неприменения физического насилия. А вопросы «психологического насилия», воздействия на этику, в которой живет общество, остаются за пределами его понимания и жизненной парадигмы.
Такими же людьми архаики представляются мне те, кто «не понимает, зачем сейчас снят этот сериал, в чем его фактическая цель». Для человека архаики цель перестроить общество в нравственном смысле – попросту не существует. Он понимает борьбу добра и зла именно как действенную борьбу, соревнование условно силовых воздействий друг для друга. И не осознает, что для победы добра требуется не только тактическое, но и стратегическое преимущество. А это преимущество как раз и заключается в умении научить людей отличать добро от зла и не давать себя злу обмануть в будущем – причем уже в самом ближайшем.
Главный смысл сериала «Предатели» - в принципиальной смене этических вех, окончательном уходе старой архаичной этики в прошлое. Именно поэтому очень важно рассматривать поведение деятелей 90-х с точки зрения современной этики, подходить к ним с линейкой нынешних, доминирующих в развитых обществах нравственных норм. Если нельзя «врать и воровать» сейчас, то и тогда нельзя было. Даже если очень хотелось, даже если «не было другого выбора». Выравнивание оценок событий 90-х с оценками нынешних событий – очень важное дело, которое помогает нам окончательно избавиться от архаических «не все так однозначно». Ну, и как следствие, не наделать новых бед в будущем.
Те, кто критикует сериал «Предатели» в таком ключе, в котором я описала здесь и выше – без сомнения, люди не только архаики, но и в буквальном смысле прошлого. Цепляясь за это прошлое так отчаянно, с такими репутационными потерями, они сами в этом прошлом навсегда остаются. Время этих людей безнадежно ушло, их экспертиза, по сути, обнулилась и не имеет больше никакой ценности. Все хорошее, что им дали 90-ые, осталось с ними, но ни в какое светлое будущее с ними не перешло – они не смогли его туда перенести, поддавшись своим слабостям и не сумев перестроиться. Светлое будущее будет создаваться уже без них – и они сами сделали этот выбор.