Давайте попробуем посмотреть максимально рациональным взглядом на то, как выглядит критика фильма «Предатели» и как ведут себя его защитники (включая, разумеется, авторов фильма).
Как только фильм вышел, мы сразу же увидели мощный поток предельно эмоциональной критики. За редким (а точнее, всего двумя) исключениями, все, кому не понравился фильм, принялись как будто соревноваться в сарказме, хамстве, эйджизме, cексизме, ерничестве, высокомерии и грубости. Авторов фильма начали обвинять в несвоевременности выхода фильма, в том, что они показывают только «темную» сторону 90-х, упуская из виду все хорошее, в однобокости, в плоскости, необъективности, непрофессионализме с точки зрения журналистики, в пропaгандизме, и даже в том, что авторы не жили в 90-ые и, значит, не имеют права об этом говорить.
Не будем сейчас подробно останавливаться на всех этих обвинениях, частично я их уже рассмотрела и, скорее всего, напишу о них попозже. Сейчас нам важно то, что все эти обвинения были высказаны в высшей степени эмоционально, агрессивно, оскорбительно, как минимум, некорректно и невежливо.
Как ответили авторы фильма и все, кто с ними согласен, на этот поток вышедшей из берегов критики? Максимально, насколько в этой ситуации это было возможно, спокойно, сдержанно, может быть, с легкой иронией, с искреннем недоумением, удивлением по поводу этой несдержанной эмоциональности. Сами авторы ни разу, насколько я могла увидеть, не апеллировали к тому горестному положению, в котором они оказались после 16 февраля, делая акцент исключительно на рабочих и содержательных моментах. Не давили на жалость, не старались вызвать к себе сочувствие, не обижались и не оскорблялись демонстративно, спокойно улыбаясь в ответ на самые странные и нелепые обвинения.
Что сделали критики, когда увидели такую реакцию авторов и их сторонников? Назвали ее, представьте, «мeрзкой и агрессивной», потребовали «призвать к порядку своих сторонников» и даже начали угрожать. Ну, вы все, наверно, это видели, а если не видели, то легко найдете в соцсетях.
Именно так, за редким, подчеркну, исключением и выглядит сейчас дискуссия о фильме «Предатели». И это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что привлекает к фильму и темам, им поднятыми, внимание дополнительной аудитории. И плохо, потому что высмеивание и ерничество снижает сам уровень этой дискуссии, важность и серьезность этого разговора, обесценивает эту тему – и, в конечном итоге, играет на руку злу.
Оскорбительные сентенции политических акторов, глупые и хамские вопросы журналистов отнюдь не помогают, как кто-то считает, авторам фильма лучше его презентовать. Нет – они просто-напросто вынуждают авторов оправдываться, уводя саму суть фильма за пределы дискуссии. Оправдываться за акценты, которые они расставили, за тональность рассказа, за собственный возраст и пол. И все это – в контексте событий фильма и тому, к чему они в наши дни привели – выглядит максимально неуместно, непрофессионально, жестоко и неправильно. Нет никакой необходимости в хамстве и оскорблениях сейчас, а для по-настоящему хороших людей ее нет никогда и вообще.