Расстройство деперсонализации/дереализации "Depersonalization/derealization disorder" (DDD) характеризуется сохранением или повторением деперсонализации и/или дереализации, которые вызывают клинически значимый стресс или нарушения при наличии неповрежденного тестирования реальности.
Распространенность DDD составляет около 2% и связана со значительной заболеваемостью, но часто не обнаружена или неправильно диагностирована, что приводит к задержкам в лечении.
Деперсонализация
Деперсонализация - это постоянное или повторяющееся чувство отстраненности или отчуждения от себя. Человек, испытывающий обезличие, может сообщить о том, что чувствует себя как автомат или как будто во сне, или как будто наблюдает за собой в фильме. Безлично отверстные люди могут сообщать о чувстве внешнего наблюдателя за своими психическими процессами или своим телом. Они часто сообщают о потере контроля над своими мыслями, восприятием и действиями.
Дереализация
Дереализация - это субъективное чувство отстраненности или нереальности в отношении окружающего мира (например, люди или объекты воспринимаются как нереальные, мечтательные, туманные, безжизненные или визуально искаженные).
Хроническая деперсонализация и дереализация были зарегистрированы у одной трети-полови человек, испытывающих хронические травматические или очень стрессовые ситуации. Примеры этих ситуаций включают:
- Жестокое обращение с детства или пренебрежение
- Неожиданная смерть любимого человека
- Выросли с тяжело психически больным родителем или опекуном
- Конфликты сексуальной ориентации/идентисти в подростковом и молодом возрасте
- Серьезные отношения или стрессовые факторы на работе
Коморбидные состояния
Основываясь на клинических образцах, DDD, по-видимому, имеет высокие показатели коморбидности с другими психическими расстройствами.
В качестве примера, в исследовании 117 взрослых в США с DDD распространенность сопутствующих расстройств в течение всей жизни была следующей:
- Униполярная депрессия, 73%
- Любое тревожное расстройство, 64%
- Обсессивно-компульсивное расстройство, 21%
- Избегающее расстройство личности, 23%
- Пограничное расстройство личности, 21%
Органические предшественники
Общие органические факторы риска деперсонализации и дереализации включают судороги, легкую и умеренную травму головы, опухоли головного мозга и апноэ во сне. В таких случаях диагноз расстройства не ставится, так как он требует исключения таких "органических" основ.
Известно, что употребление психоактивных веществ у некоторых людей ускоряет хроническую деперсонализацию.
Таким образом, эти люди могут быть концептуализированы как имеющие нейробиологическую или генетическую уязвимость к нахолу хронической деперсонализации и дереализации (т.е. DDD) после употребления наркотиков.
Нейробиология
Несколько нейромедиатров, областей мозга и функциональных цепей были связаны с симптомами деперсонализации и дереализации с некоторой последовательностью.
● Система NMDA (N-метил-D-аспартат)
NMDA-рецепторы широко распространены в коре, гиппокампе и миндалине и опосредуют ассоциативные процессы. Антагонист NMDA кетамин вызывает глубокое диссоциативное состояние у здоровых субъектов, которое отличается, как феноменологически, так и в связанных мозговых путях, от психотомиметических эффектов кетамина. Кетамин оказывает сложную фармакодинамику и влияет на другие системы нейромедиаторов, включая опиоидные рецепторы Каппа, которые могут быть связаны с острой индукцией деперсонализации и дереализации.
● Эндогенная каннабиноидная система
Экспериментально показано, что каннабис вызывает деперсонализацию у здоровых добровольцев, с выраженным компонентом временной дезинтеграции, и конкретные области мозга были задействованы. Каннабиноиды блокируют NMDA-рецепторы в местах, отличных от других неконкурентных антагонистов NMDA, и поэтому их диссоциативный эффект может быть частично опосредован антагонизмом NMDA, а также эндогенной каннабиноидной системой.
●Агонисты опиоидов каппа
Было обнаружено, что незаконный наркотик сальвия, который действует как селективный агонист опиоидов каппы, ускоряет хроническую деперсонализацию.
● Агонисты серотонина
Галлюциногены действуют как агонисты на рецепторах серотонина 5HT2A и особенно 5HT2C. Экспериментальные исследования с частичным агонистом 5HT2A и C m-CPP продемонстрировали индукцию деперсонализации в смешанной группе участников социальной фобии, пограничного расстройства личности и обсессивно-компульсивного расстройства, индукцию воспомышек и диссоциативных симптомов в подгруппе пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством и индукцию диссоциации у здоровых добровольцев.
●Автономная гипореактивность - Есть некоторые доказательства вегетативной гипореактивности при DDD.
● Гипоталамно-гипофизарно-адренальная ось (HPA) - Ось HPA была исследована в DDD с противоречивыми результатами. В то время как одно исследование сообщило о незначительном более низком базальном слюнном кортизоле у субъектов DDD по сравнению со здоровыми.
●Нейровизуминг - Исследования нейровизуализации показывают доказательства следующего
Сенсорная интеграция в височно-темном соединении, особенно в правом полушарии, связана с внетелесными переживаниями. Исследования функции мозга показали изменения в активности определенных его областей, влияющие на переживание диссоциации, гипоэмоциональность и обработку себя и физического расположения в пространстве. Нарушения в обработке висцерально-афферентных сигналов, управлении стрессом, и изменении серого вещества коррелируют с тревогой, депрессией и диссоциативными симптомами.
Связь между генами и DDD неизвестна. Анализ данных семейной истории на основе пробанда у 117 субъектов с DDD показал, что уровень наследоваемости составляет всего 5%