Для начала поделюсь историей про трех хомячков, история не клиентская, но хрестоматийная из обучения.
Школьнику младших классов купили хомяка. Хомяк недолго пробегал в колесе и умер. Родители заметили раньше, чем ребенок, под шумок ребенка отвлекли, сгоняли в зоомагазин, старого друга утилизировали, посадили нового хомяка. История повторилась, родители опять выкрутились. В третий раз уже не прокатило, хомячок умер при мальчике. И тут бы уже поставить жирную точку в истории про то, как тревожные родители охраняют эмоциональный покой своего чада, но не тут то было. Родители нашли новый повод для тревоги — ребенок недостаточно переживал смерть любимца, родители обеспокоились, не растет ли сын социопатом и маньяком и повели его к детскому психологу. Там выяснилось, что хомяк был не первой потерей в жизни мальчика, и любимого соседского кота на его глазах ранее переехали самокатом.
Вот так вот. История вторая. Не далече как сегодня утром я просматривала мимишные короткие видео, где младенцы обнимаются с домашними животными. Опустим борьбу гигиенистов и любителей закалять иммунитет — в этом я не разбираюсь, можно ли младенцу целовать собаку или нет, поэтому опустим. Но даже под этим видео я насчитала с десяток комментариев про то, как больно будет потом ребенку потерять питомца, и более того, со стороны родителей это жестоко.
Собственно, начнем с экзистенциального. Привести ребенка в мир, который изначально не гарантирует ничего ни родителям, ни ребёнку — это изначально верх жестокости.
Заметьте, я сейчас очень гиперболизирую, но — разве вы можете дать 100%ную гарантию, что ваш ребенок будет счастливым, здоровым, доживет до глубокой старости? Да, вы будете делать все необходимое для этого, но разве гарантии есть? Есть ли гарантии, что вы останетесь рядом со своим ребенком столь долгое время, чтобы его воспитать и не умрете раньше этого срока? Их нет.
Что ж делать, спросите вы, совсем что ли детей не заводить?
Делать признание, признание, что для нормального функционирования человеческой психики необходимо переживать стресс и боль.
Боль и связанные с этим грусть, разочарование, злость, страх, вину...
Я не говорю о том, что ребенка нужно погружать в такие ситуации намеренно, но излишне оберегать его от потерь — это медвежья услуга.
Чем чаще стимул оказывает влияние, тем меньше это влияние становится.
Условно говоря, покусали вас пчелы в первый раз — паника, растерянность, непонимание, адская боль. Покусали вас пчелы в десятый раз — средняя боль, знаете что делать, злитесь и грустите, но уже более устойчивы. Так и тут.
Сначала ребенок переживает потерю хомяка. Потом то обстоятельство, что его не взяли играть в футбол. Потом он сталкивается с безответной любовью. Потом в университете заваливает экзамены. И во время всех этих ситуаций человек прокачивает «эмоциональную мышцу». У него уже есть опыт:
-Я грустил, я злился, я разочаровывался, я это прожил. А это с высокой долей вероятности значит, что и это я тоже проживу.
Постепенная эмоциональная закалка и соизмеримые стрессы позволяют человеку адекватно функционировать.
Жизнь представляется такому человеку такой, какая она есть, разнообразной — с периодами «чуть лучше» и «чуть хуже», «совсем хорошо», «совсем плохо» или «нейтрально». Она не представляется светлой счастливой полосой, которая вдруг резко оборвалась, и потому человек не сумел справиться со своими переживаниями и резко свалился в депрессию или психоз — именно потому, что в его анамнезе не было опыта потерь, а только ожидания и представления, что жизнь это благодать…
Такой вот пространный ответ на вопрос, зачем ребёнку боль.
А что думаете об этом вы?
Автор: Шаршавина Алёна Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru