Говорят, морская капуста полезна для памяти....
Но я всегда забываю ее купить!
Зато я прекрасно помню некоторые отечественные фантастические фильмы.
Странное дело, я считал этот боевик недооцененным в свое время, но узнал, что он занял третье место в списке лучших фильмов года по мнению зрителей. Это значит, в кинотеатры на него пришли миллионы!
Но позабыть его легко – 90-й год… Людям как-то было не до того, что будет твориться в ближайшем (далеком?) будущем в дальних уголках космоса.
Подобная участь ждала долгожданное продолжение «Гостьи из будущего» – «Лиловый шар». Его угораздило выйти на отечественных экранах после премьеры «Бесконечной истории» в СССР.
К слову, «Подземелье ведьм» – это совместное чешско-советское производство. И фильм частично снят на той же студии, где потом снимали «Чужого против Хищника», «Хроники Нарнии» и другие хиты.
Кино следует трендам, которые только недавно стали популярны – экранизация книги известного писателя (Кир Булычев, он же автор сценария), которая потом еще и комиксом обзавелась! Комикс, хоть и с тем же героем с внешностью Жигунова, получился коротким и невнятным, так что разбирать его не будем.
А в самом фильме можно найти схожие элементы с «Конаном» и даже «Аватаром». Ведь герой прибывает на дикую планету, а язык аборигенов выдуман в сотрудничестве с лингвистами.
С «Конаном» фильм роднит и то, что главного героя озвучил Владимир Антоник – голос Арнольда Шварценеггера в дубляже некоторых фильмов (хотя странно, конечно, что Жигунов говорит не своим голосом).
Если рассказы Кира Булычева о Великом Гусляре – это 100% про нас, то "Подземелье ведьм" по жанру скорее облегченный «Трудно быть богом» Стругацких: агент космической разведки Андрей Брюс оказывается на слаборазвитой планете. А с другой стороны исходная повесть ощутимо навеяна иностранной боевой фантастикой («Конными варварами» Гарри Гаррисона, например).
Режиссер Юрий Мороз пытался заложить в картину какие-то глубинные смыслы, но ему это не удалось. И, возможно, оно и к лучшему. Потому что тоже совместного производства экранизация «Трудно быть богом», вышедшая на год ранее, примешала к мощной драме оригинала боевик – и получилось, мягко говоря, несерьезно.
Начало у фильма – одновременно его украшение и Ахиллесова пята. Оно один в один повторяет облет космического крейсера из «Звездных войн». Вот только получилось в разы слабее – заметно, что это хоть и детализированная, но модель. Возможно поэтому некоторые зрители были предвзяты с первых кадров. И неудивительно! Со «Звездными Войнами» мало что сравнится.
Сюжет «Подземелья ведьм» не очень сложный, но проработанный. Научная экспедиция приземляется на планете, недалеко ушедшей от каменного века. Аборигены постоянно воюют между собой. Земляне пытаются наладить контакт, но местные требуют оружие, а потом нападают. Герой выживает, получает меч и становится крутым. Он находит общий язык с местной девушкой и отправляется в пещеру, где сохранились остатки высокоразвитой цивилизации.
Сражения идут по большей части на мечах и чуть-чуть на бластерах. Места красивые – горы, поля и луга, по которым изредка бродят мамонты и панголины.
Само подземелье выполнено на уровне. Ведьмы – это киборги без штанов в кольчуге. Шаг вперед по сравнению с пузатыми советскими роботами с гофрированными шлангами вместо рук.
Но фильм хочется воспринимать не как откровение для жанра, а как приключение. Яркие герои, живописные места и огромная такая тайна (хоть и не очень хитровыдуманная).
Сюжет мешает вещи не всегда совместимые – космос, дикарей, монстров и под конец роботов. Но его хочется отодвинуть на задний план и следить за персонажами.
Лично для меня, главное преимущество всех отечественных фильмов – герои говорят на родном языке. И лица – тоже родные, знакомые, не с другого конца океана.
Сергей Жигунов – молод, силен и ловок. Очень красивая и естественная героиня в исполнении Марины Левтовой – актрисы, которая ушла из жизни слишком рано, спустя 10 лет после выхода фильма.
Остроумный напарник – Николай Караченцов, которого тоже нет среди нас. Дмитрий Певцов же сыграл главного злодея. Вождь племени до того мерзкий придурок, что Бифф Таннен из «Назад в будущее» по сравнению с ним профессор филологии.
По итогам я не хочу сказать, что «Подземелье ведьм» – это какой-то потерянный шедевр. Но и трэшем его назвать нельзя.
Вот про схожего по наполнению итало-американского «Хобгоблина 2» того же года (у него было много названий, самое известное "В поисках чудо-меча") я ещё в дремучие VHS-ные времена понял, что это откровенный мусор. Там и закос под «Конана», и роботы... Но как халтурно все сделано! И актеры как неживые, а уж киборги... Герой побеждает двухголового железного болвана, когда тот не может втиснуться в проем и тупо шагает на месте, как заводной... А воин бьёт его со спины.
В отечественной картине нет такого маразма - и над сюжетом старались, и актеры душевные, и декорации с любовью.
Старт для режиссера Юрий Мороза был многообещающим. Получилось переходное звено между советской фантастикой и голливудской. Да, есть подражание иностранным картинам, но отечественная самобытность на первом плане.
Жалко, что это направление не развилось в полной мере. В девяностые и космической фантастики-то почти не было!
Потом режиссер снял тоже фантастический «Форт Росс: В поисках приключений» – схожий по идее, только путешествие не на другую планету, а по историческим эпохам. Увы, мизерный бюджет свел на нет все начинания…
Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, подпишитесь на наш канал, чтобы не упустить новые материалы! У нас также есть статья про в чем-то похожий отечественный фантастический фильм "Стражи долины Ирия". Также у нас есть материал, какой из фильмов можно считать отечественными "Звездными Войнами".