Начало Глава 1
Знаешь, иногда мне казалось, что Максим смотрит на меня по-особенному. Тогда мое бедное сердце подскакивало к горлу, переставало биться. Мгновенное счастье, неописуемый восторг, нет никого в мире, только его глаза.
И тут же ушат холодной воды. Одна минутка, и он снова смеялся надо мной. Я вспоминала это по ночам и плакала. Интересно, где он? Каким стал?
Алия широко раскрыла ворота, Альбина заехала во двор и лихо развернулась у крыльца. Мать только руками всплеснула
- Альбина, дочка, что ты творишь? Если ты и по трассе так же ездишь, то и до беды недалеко.
- Не бойся, мама, это я перед вами выпендриваюсь, а так-то я езжу очень аккуратно. Миша мне только один раз сказал, чтобы я всегда помнила, у нас есть сын и без мамы он не сможет. Я всегда помню, поэтому, мамочка, не переживай, твоя младшая дочь не такая бесшабашная, как кажется.
- Спасибо, успокоила, если, конечно, опять не сочиняешь.
- Мама, я обманываю только в благих целях, обычно я говорю правду.
Говоря это, Альбина скрестила пальцы. Сама не любит врать, но что поделать, если жизнь такая. Соврешь, потом выкручивайся, сплошная головная боль.
Мужчины погрузили мебель, Альбина подрулила к бабушкиному крыльцу. Вошла в дом, открыв тяжелые двери. Бабушки нет, но затхлостью не пахнет, видимо мама проветривает и протапливает.
Бабушкины сундуки стоят на месте. Как любила Альбина перебирать с бабушкой ее сокровища. Интересно, забрала их мама или нет. Альбина после похорон сразу уехала, Алия едва ли могла перебирать бабушкины вещи, без своего сатрапа она у родителей не бывала.
Вошли мужчины, вынесли телевизор и холодильник, погрузили в автомобиль. Отец позвал Альбину
- Дочь, выходи, поедем уже! Самату к обеду нужно быть дома.
- Иду, пап! – крикнула Альбина, спускаясь с лестницы. – Пап не знаешь, мама разбирала бабушкины сундуки?
- Собиралась, все руки не доходят. Говорит, нужно все вытащить, на солнце высушить, обратно в сундуки сложить.
- Зачем? Боюсь, бабушке ее вещи не пригодятся. Ладно, я с этим разберусь. Алия! Где ты там? что за коробку ты тащишь?
- Фотографии, Азалины любимые игрушки, которые она с собой не взяла, как чувствовала, что не ужиться нам там. А сейчас я забрала, в той квартире будет наш с ней дом.
- Садись, поехали в твой дом! Мама, пока, мы еще вернемся на обед, не скучай!
Выгрузив вещи, команда уселась обратно в машину. Альбина ни за что не оставила Алию.
- Ничего не знаю, слышать ничего не хочу, поедем обедать. Мама старается готовит. У нее и так глаза на мокром месте, довели мы с тобой ее сегодня. Если ты сейчас с нами не поедешь, мама станет думать, что ты таишь на нее обиду. Это ведь не так?
- Правда, Альбин, не так. Я не обижаюсь на маму, она хотела оградить меня от всех бед, боялась, что встречу не такого человека, испорчу себе жизнь. А как оно бывает в жизни, чего боишься, то тебя и догоняет. В моей судьбе я виню только себя.
Альфия на самом деле плакала. Ей казалось, что она делала все, чтобы ее девочки росли счастливыми. Она их не ругала, просто разговаривала, если провинились, не ударила ни которую ни разу. Алия всегда была спокойной, казалось, она всем довольна. Одевали ее не хуже других, почему же она чувствовала себя несчастливой?
Альбина тоже мыла и полы, и обувь, делала по дому все то, что и старшая. Ей чаще доставалось, потому что непослушная была. Одежду она донашивала после сестры, ей обновки редко доставались. Почему-то Альбина не считает себя обиженной родителями.
Верно, надзор за Алией был больше. Не потому, что ее любила меньше, чем Альбину, а потому что боялась и тревожилась за нее больше. С детства мягкая она была, не умела дать сдачи.
Тревожилась больше, старалась уберечь, а оно вон как вышло! Уехала дочь из родного дома, не желает жить с родителями, маму свою знать не хочет. Эх, доченька, подросла и твоя дочь. Немного времени пройдет, и ты узнаешь, каково быть матерью взрослой дочери.
Халим вошел вместе с обеими девочками
- Мать, чай свежий есть, что-то в горле пересохло
- Конечно есть, только без душицы, я тебе на ночь отдельно заварю. Альбина не переносит чай с травой
- Хорошо, хорошо! Чего-то я, мать, в последнее время сильно устаю, старость что ли пришла?
- Это, Халим, называется, хандра. Ты привык всегда быть среди людей, нужным быть привык и вдруг пенсия. Тяжело. Надо чем-нибудь заняться, на рыбалку ли ходить, в огороде ли копаться, не знаю. А лучше всего пчел разводить. Полезно и интересно.
- Ничего не хочу, устал, все время лежать охота, но с тобой на реку завтра сходил бы. Давно не были, наверно, сейчас та красиво. Разлив, вода не спала, а острова все зеленые.
- Завтра, дорогой мой, я не могу. Моя смена в ларьке работать.
- Всегда у нас с тобой так, то одно, то другое. Где там девчонки застряли, пообедать, да лечь отдохнуть
- Идем, умывались у бани – Альбина вошла на кухню, на ходу приглаживая коротко стриженые волосы – обедать будем? Пап, ты чего-то бледный, опять никак сердце прихватывает?
- Ай, дочь, на то оно и сердце, чтобы болеть. Бывает и прихватывает, не молодой уж.
- Папа, скажу банальную вещь, с сердцем шутить нельзя. Надо в больницу, папочка!
- Да, схожу как-нибудь, старшая-то где у нас
- Иду, пап! – Алия вошла на кухню, виновато взглянув на мать, села рядом с Альбиной. Вроде, мама не сердится, не надо было уж ничего говорить. С чего выступила?
- Мама, мне много не накладывай, я не съем, аппетита нет
- Аппетит приходит во время еды, ешь давай, а то смотреть страшно, какая худющая.
- Ничего себе, худющая, Альбина тоньше меня, ты ей ничего не говоришь.
- Альбина с детства такая, у нее кость тонкая, на них мясо не садится. Ешьте, на второе рыбу пожарила. Так-то я только суп варю, мы с папой привыкли этим обходиться. Алия, ты сегодня у нас ночуешь?
- Нет мамочка! Пойду на свою квартиру, мы с Азалией уже привыкли жить там.
Альбина посмотрела на мать, на сестру
- Алия, возьми меня с собой. Нам надо посмотреть, что тебе нужно для ремонта, стены померить, прикинуть, сколько обоев нужно купить. Буду брать материалы для ремонта магазина, заодно и для твоей квартиры куплю. Тут, в городе ничего приличного не найдешь.
- Ой, я только рада, поедем. Думала же я про обои. Ремонта лет пять не было. Он все в дом вкладывал, не собирался тут жить.
- Ох, сестра, пять лет он вкладывал общие деньги в свой дом. А ты осталась в квартире без ремонта. Не дело это. Ладно, что с тобой делать, уж до кучи, куплю я тебе и обои, и кафель. Отремонтируем, не квартира будет, а картинка.
- Альбин! Я вижу ты все переживаешь, как я без денег дочь выучу, как ремонт сделаю. Есть у меня деньги. Хватит на все. У меня три сберкнижки, этот знает про одну, на которую бухгалтерия каждый месяц перечисляет пять рублей, удержанные с зарплаты.
- Как это так? Алия! Откуда у тебя деньги?
- Брала помаленьку у сожителя. Я еще при Сашке научилась откладывать деньги, а уж он каждую копеечку считал. Этому некогда считать, он работает вечно. Выдаст деньги на неделю, через три дня опять выдаст. Голова его занята операциями, больными. Мне кажется, он и во сне оперирует.
- Ничего себе, честная моя сестренка, Алиюша. Значит, ты обирала собственного мужа?
- Во-первых он мне не муж. Его законной женой и после смерти оставалась Дания, единственная женщина для него. Во-вторых, я не обещала жить с ним вечно, только до тех пор, пока девочки не станут самостоятельными. Я всегда знала, что мы с Азалией уйдем. Должна я была подумать о будущем своей дочери?
- Ничего не говорю, молодец. А Сберкнижки твои где, стесняюсь я спросить?
- А там же, где и были. Конечно не в серванте, как ты предполагаешь. Так что, дорогие мои родственники, деньги, чтобы выучить свою дочь у меня имеются. Ну, я же еще работать буду, может и не придется сильно трясти свой загашник.
Прилепив к стеклам окон газетки, девушки весь вечер вымеряли, прикидывали высчитывали. Наконец, устав от всего этого, уселись на кровати, разбирать коробку, которую Алия привезла из дома.
Она бережно достала альбом для фотографий в красном бархатном переплете. Раскрыла его. На первой же странице они, две сестренки, две испуганные птахи со своей грозной бабушкой. Альбина провела пальцем по фотографии
- Алия, мне все время казалось, что бабушка любит меня больше всех. Я не могу понять, почему она оставила дом Денису. Знаю, что она водилась с ним, когда он был маленьким, но ведь совсем недолго.
- Сдался тебе этот дом. Ну стоит он и стоит, какая разница чей. Его не продашь, в карман не положишь, не унесешь. Бзик такой был у бабушки. Она жалела детей, рожденных вне брака. Она мою Азалию любила, водилась с ней.
- Странно, а ведь действительно, тебя она не очень-то любила, а Азалию готова была отобрать у тебя.
- Все люди немного странные. Альбин! Помнишь этого мальчика? Он всегда шел за тобой, когда мы шли из школы.
- Да, это Ренат. Я помню его, но он погиб. Нет его. Алия, это первый мальчик, который был влюблен в меня. Ага! Чего перелистываешь? Вот, этот мальчик, который был в тебя влюблен. Ты его помнишь?
- Конечно помню, это Максимка. Сколько слез я из-за него пролила. Он мне и косы привязывал, тетрадку по математике порвал, ленточку в косе подпалил спичкой. Что только не делал.
Знаешь, иногда мне казалось, что Максим смотрит на меня по-особенному. Тогда мое бедное сердце подскакивало к горлу, переставало биться. Мгновенное счастье, неописуемый восторг, нет никого в мире, только его глаза.
И тут же ушат холодной воды. Одна минутка, и он снова смеялся надо мной. Я вспоминала это по ночам и плакала. Интересно, где он? Каким стал?
- Ты так и не видела его после школы?
- Где я его увижу, если сидела безвылазно дома. А вышла в первый раз и встретился Сашка, будь проклят этот день, лучше бы и дальше не выпускали из дому
- Не надо, сестренка, не проклинай, у тебя дочка от него.
- Верно, себя надо ругать. Слушай, когда ты привезешь стройматериалы? Мне ведь надо будет побелку с потолка смыть, обои отодрать.
- Успеешь, главное делай потихоньку, не можешь, лучше пусть остается, как есть. Приедем с Мишкой, за день сделаем.
- Да, начну понемногу, а то со скуки с ума сойдешь. Надеюсь, послезавтра Азалия приедет, она хоть в одной комнате потолок помоет.
Однако, приехала не Азалия, а Дина. Алия не ждала гостей. Завязав голову платком и засучив рукава клетчатой рубашки, она отдирала в детской обои. За треском и хрустом рвущихся обоин, она не услышала, что кто-то вошел. Дина, стоя в дверях, с улыбкой смотрела на свою апа
- Алия-апа, здравствуй! Громишь квартиру?
- Ой, Дина! Вот уж кого не ждала
- Почему, апа? Если ты поссорилась с папой, это не значит, что должна сердиться на меня и даже не ждать. Ты ведь не сердишься на меня, нет?
- Золотко мое, за что мне на тебя сердиться? Просто я думала, что отец не разрешит вам со мной общаться, поэтому не ждала. Я скучала по тебе, Дина!
- Я тоже скучаю по тебе, апа! Я не спрашивала у него разрешения навестить тебя. Прости, апа, почему отец без тебя переехал в новый дом?
- Понимаешь, Дина, ваш папа никогда не любил меня. Он жил со мной только для того, чтобы я помогла вырастить вас. Он думал, что я буду вам доброй мачехой.
- Апа, ты и есть добрая и ты не мачеха, ты, как мать. Мы с Дилей тебя любим и нам плохо без тебя. Получается, мы второй раз теряем маму
- Диночка моя, я вас тоже люблю. Но ты же понимаешь, мы с твоим папой никак не можем жить вместе. Но у вас с Дилей есть комната в этой квартире. Вы можете в любой момент приходить сюда, оставаться ночевать.
- Апа, я теперь редко буду приезжать. Я выхожу замуж.
Алия где стояла, там и села, ладно не мимо стула
- Дина, нет! Тебе на днях исполнится восемнадцать, ты ничего в жизни еще не видела. Куда ты торопишься? Неужели? Диночка, девочка моя, ты беременна?
Дина принесла из кухни табурет, села напротив Алии, взяла ее за руки
- Апа! Нет! Для моего Раифа важно жениться на девственнице. У него семья с особым укладом. Он бы никогда не женился на девушке, у которой кто-то до него был.
- Тогда можно понять, почему он хочет жениться на такой молоденькой. А тебя что толкает к замужеству? Тебе еще лет пять учиться.
- Раиф сказал, что ни за что не позволит мне бросить институт. Я обязательно доучусь.
- А жених этот твой на каком курсе учится?
- Он не учится, он работает, догадайся, кем?
- Гадать не стану, врачом-хирургом
- Не угадала, гинекологом. Апа! Что ты хмуришься? Все у нас отлично, есть где жить, у Раифа однокомнатная квартира. Родители живут в пригороде, тоже оба врачи. Раиф уже знакомил меня с родителями, сказал, что я им понравилась, и они согласны на наш брак. В воскресенье меня приедут сватать.
- Отец что говорит?
- Он рад. Сказал, чем раньше девушка выходит замуж, тем лучше. А то, мало ли, некоторые в девках рожают. Ой, апа, прости, я совсем забыла.
Апа, дом у отца в порядке. Женщины из его отделения шторы повесили, везде прибрали, помыли. Отец сказал, что родственницы мамы не откажутся стол готовить. Он съездит за ними в субботу. Тебе надо только прийти, посидеть с нами. Сама подумай, как сватать невесту без матери?
- Диночка, девочка моя родная! Ты просишь о невозможном. Я не могу перешагнуть порог дома твоего отца.
- Апа, ради Азалии смогла бы? Ты же всегда к нам относилась одинаково. Неужели ты перестала меня считать дочкой, потому что с отцом рассталась? Я думала, ты никогда не бросишь нас. Сейчас ты мне нужна, как никогда.
Продолжение Глава 81