Даждьбогов день, или Овсень большой - это финал Даждьбожей недели. Овсень большой - это переход от весны пробуждения, зарождения, к летней страде, когда Овсень, брат Коляды, прокладывает мост из настоящего в будущее, от Ярилы-зарождения к Даждю-земледельцу, знойному летнему солнцу. Идёт солнце-Коляда от рассвета к полудню жаркому, и все ближе тот полдень, когда будет праздноваться Купала.
Даждьбог (Дажьбог) - один из главных праРОДитель славян, бог плодородия и супруг богини Живы. В этот день он отрёкся от Марены и выбрал дочь Лады, вместе с ней встав на защиту приРоды и её плодов.
Согласно древнему мифу, злая колдунья Марена, сестра Живы приворожила Даждьбога, и в его сердце поселилась любовная тоска. В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил увести невесту у соперника. И хотя Марена не собиралась становиться женой Дажьбога - она хотела замуж только за знатного и богатого Клщея, но не смогла устоять перед влюблённым Дажьбогом и вышла за него.
После свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорблённый соперник Кощей, а Дажьбога пленил. Жива оправилась на его поиски, но прежде чем найти, истоптала три пары железных сапог, истёрла три железных посоха, в кровь изранила руки и ноги, но пришла к мрачной горе - земной обители бога зла Кощея Чернобоговича, где умирал прикованный к скалам тяжёлыми цепями светлый воин Дажьбог.
Жива раскинула над ним свои руки-крылья, и полилась в Дажьбога новая жизнь - огонь и вода, небо и земля, и беззаветная девичья любовь .
А злодейку-похитительницу Жива испепелила огнём, и Морена-Свароговна сгорела-растаяла, обернувшись чёрной старухой.
Исцелила Жива в Ирийском саду кровавые раны Даждьбога, а потом он отправился за смертью кощеевой, что хранилась в заветном яйце, в сундуке, зарытом под корнями Мирового Дуба.
Отыскал он сундук - разрубил его солнечным мечом, и распался сундук на четыре куска. Из него выскочил чёрный заяц и пустился наутёк в дремучий бор. Но догнал его Огненный Волх, обернувшийся серым волком, и ударил когтистой лапой. Из чёрного зайца взмыла в небо чёрная утка, но дохнул на неё Стрибог, ударил её Перун молнией, и упало из утки яйцо в глубокое озеро. Семаргл-огнебог иссушил огнём озеро, и достал светлый Дажьбог со дна яйцо со смертью Кощеевой.
Во дворце своём заметался Кощей в поисках выхода. Расколол Дажьбог яйцо, самим Родом в начале мира рождённое, и мгновенно погиб, развалившись на части, бог коварства и злобы... А потом Дажьбог и Жива сыграли свадьбу.
Дажьбог упоминается в ранних памятниках древнерусской письменности - "Повести временных лет и "Слове о полку Игореве". Его имя сохранилось в нескольких более поздних весенних песнях. Вот одна из них, где раннюю пташку - соловья Дажьбог послал замкнуть зиму и отомкнуть лето. Её текст - на украинском языке (кстати говоря, ещё одно подтверждение того, что Украина была "окраиной Руси").
"Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир'їчка вийшов?
Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав -
З правої ручейки - літо відмикати,
З лівої ручейки - зиму замикати..."
В другой песне отправляющийся на восходе солнца на свадьбу жених встречает у трёх дорог Дажьбога и просит его о покровительстве.
Дажьбог - сын Сварога. В «Ипатьевской летописи» сказано: «И после Сварога царствовал сын его именем Солнце, его же нарицают Дажьбог… Солнце-царь, сын Сварогов, иже есть Дажьбог, был муж силен…»
Идол Даждьбога стоял на холме в Киеве при князе Владимире вместе идолами Перуна, Хорса, Стрибога Симаргла и Макоши. Дажьбогов день, или Велик-день, праздновали весной (это время совпадает с христианской Пасхой) - хоронили или сжигали Кострому-Кострубоньку, пекли сладкие хлебы, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет.
В этот день шли работать с первым майским мёдом, заговаривая его на силу и благополучие для всей семьи. Поскольку Даждьбог - олицетворение солнца яркого, тепло да свет дарующего, очень успешна в этот день работа с золотыми украшениями на богатство и благополучие. Люди приносят щедрые требы своему праРОДителю - дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку, символизирующему настоящую весну и будущий хороший урожай. Они проводят первые ритуальные посевы, выводят скот на свежие поля и начинают строить новые дома.
ДЕНЬ ДАЖДЬБОГА!
Мы позабыли праздники славян,
Всё кануло в глухие времена,
Хоть календарь иной нам в руки дан,
Весной мы вновь готовим семена!
Опять выходит пахарь на поля,
С надеждою на дождь глядит на небо,
Даждьбог увидит, как живёт земля,
И загрустит - в России долго не был!
И бог простит недавние грехи,
А давние давно забыты всеми,
Пусть грянет гром,пусть молнии лихи,
Сегодня праздник, написал по теме!
Источники: "Легенды и мифы славян", https://poembook.ru/rostovez
Понравилась публикация? Поставьте, пожалуйста, лайк. Подписывайтесь на мой канал. Не забудьте оставить комментарий.