Культура в ЕГЭ – это, к сожалению, отдельный каталог на более чем 450 произведений искусства и их творцов. На экзамене она редко воплощается в поток идей и образов, часто становится поводом для зубрежки.
Что надо знать из области культуры по каждой эпохе:
- Деятельность церкви, религиозных подвижников, их влияние на политику и культуру
- Развитие образования и (с XVIII века) – науки: школы, университеты, центры науки, ученые
- Литературы
- Архитектура
- Изобразительное искусство: живопись, иконы, фрески, мозаики
- С XVIII в. – скульптура, музыка и театр
- С XX в. – плакаты, карикатуры
- С ХIХ в. – кинематограф, режиссеры, актеры, награды международных кинофестивалей
- С ХХ в. – конструкторы боевой, авиационной и ракетно-космической техники, атомной промышленности, достижения в этой области
- С ХХ в. – лауреаты Нобелевской премии, дикторы, выдающиеся летчики и космонавты, выдающиеся спортсмены и их достижения, достижения современной России.
Во всеобщей истории: - Влияние церкви как института и деятелей церкви на политику,
- Отражение в произведениях культуры процессы эпохи (просвещенный абсолютизм XVII в., промышленный переворот XIX в. и другие
В каких заданиях может встретиться:
Стандартно - это
- задание 7 (тест на знание произведений культуры, 2 балла) и
- задание 16 на определение произведений культуры по изображению (2 балла).
Однако, это далеко не все.
- задание 4 на историческую географию (место, откуда шел Ломоносов, города основания университетов и другие)
- задание 6 - задание к текстовому источнику, который может быть о произведении культуры
- задание 8 на изображение по Великой Отечественной - за милую душу вам здесь выдадут карикатуру Кукрыниксов, марку с конструкторами и т.д.
- задание 13 и 14 к тексту в части 2, если текст о культурном событии
- задание 15 на анализ изобразительного источника - теперь не так часто, но может попасться почтовый блок с Крамским с вопросом про передвижников
- задание 17 на текстовые источники о Великой Отечественной - запросто про 7-ю симфонию Шостаковича или артистов на фронте или кинофильме может быть вопрос
- задание 18 на причинно-следственные связи - последствие централизации конца XV в. для культуры (Иван III на памятнике 1000-летия России!)
- задание 19 на культурный термин (фреска, например)
- задание 20 на сравнение (например дохристианской и христианской эпох в культуре России)
- задание 21 на аргументы по всеобщей и российской истории (об отражении процессов в живописи или литературе, либо о "культурной революции" в Китае и об "оттепели")
КОРОЧЕ, ВЕЗДЕ!
КУЛЬТУРУ НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ ОТДЕЛЬНО, КУЛЬТУРУ УЧАТ ВМЕСТЕ С ЭПОХОЙ!
О каждом произведении надо знать:
1. Название
2. Автора (если неизвестен или анонимен - знать это, о кинофильме - режиссера; принадлежал ли автор к Товариществу передвижников или "Могучей кучке")
3. Эпоха создания (век, для XIX века - первая или вторая половина, для XX-XXI вв. - десятилетие)
4. Особенность содержания, создания или стиля:
➡️ о чем произведение,
➡️ получена ли за него Нобелевская премия или награда кинофестиваля
➡️ к какому стилю (направлению) принадлежит архитектурное сооружение
➡️ к какому виду искусства (живопись, мозаика, фреска, икона) принадлежит произведение изобразительного искусства)