Кинезиология (с греческого – наука о движении) – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья путем определенных двигательных упражнений. Данные упражнения помогают избежать стрессовых ситуаций, что улучшает общее самочувствие ребенка.
В нашем дошкольном корпусе «Красота» в рамках дополнительного образования уже второй год реализуется программа «Кинезиологическая гимнастика» для детей 3-7лет. Программа состоит из серии упражнений в определенной последовательности, каждое из которых позволяет улучшить функцию мозга, направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на высшие когнитивные способности (способности к обучению)и всего тела (в частности укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование осанки, профилактика и исправление сутулости, вальгусной деформации стоп т.д.), а также способствующая гармоничному творческому формированию личности. Основным требованием по использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение каждого движения и/или приема.
Мероприятия по психомоторному развитию на базе кинезиологических упражнений состоят из: растяжки, работы над патерном дыхании и ходьбы, упражнений для глаз, реципрокных(перекрестных) телесных движений, упражнений на мелкую и крупную моторику, релаксационных поз, при регулярных выполнениях которых образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, позволяющих создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие. Эти упражнения способствуют интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций, что является основой развития интеллекта. Каждое упражнение выполняется в необычной форме - имитация движения какого-либо животного, насекомого или же предмета и/или его действия, опираясь на красочную картинку с изображением.
Например, упражнение «Морская звезда»: ложимся на коврик, принимая форму «звезды», руки расположены в стороны примерно под углом 45̊ вверх от центральной оси, ноги расположены в стороны под углом 45̊ вниз от центральной оси, тянемся конечностями «от себя», туловище и голова расслаблены, представляем себя «морской звездой», на которую вдруг «нападает» кто-то и она «прячется» - поджимаем колени и голову к груди, руками обхватываем колени, чередуем расслабленное положение тела с одновременным растягиванием конечностей с группированием. В такой форме (опираясь на картинку) ребятам легче понять какую позу им необходимо принять и какое движение совершить. Кроме этого мы знакомимся и с окружающим нас разнообразным миром. Именно поэтому новый вид физической активности оказывается наиболее интересным для детей, и соответственно более эффективным.
Кроме программы в рамках дополнительного образования, в нашем корпусе мы начали применять кинезиологические упражнения и в группах: включили некоторые упражнения в комплекс утренней гимнастики, в динамическую минутку, расслабляющие упражнения перед сном, активирующие упражнения и дыхательную гимнастику после пробуждения. Спустя время, мы заметили, что ребята стали меньше болеть, стали лучше выполнять упражнения на занятиях физической культурой, улучшился аппетит, детки легче засыпают днем и вечером, сон стал крепче, повысился познавательный интерес, повысилась стрессоустойчивость, ребята с большим удовольствием ходят в детский сад – ведь здесь их ждет много нового и интересного!
Автор: воспитатель Илюшина Ирина