Про хитрый свет и особые зеркала в примерочных знают все девушки. Одно выгодно подсвечивает, другое "вытягивает". В ювелирных освещение играет важнейшую, ключевую роль. Но и в продуктовых супермаркетах успешно используют этот финт ушами.
Здравствуйте, читатель! Продолжу тему спонтанных покупок. Световой дизайн витрин - одно из важнейших направлений в оформлении любого магазина. С помощью света можно выделить конкретный товар, можно сделать его внешний вид привлекательнее. Продуктовые супермаркеты активно, как мотылька, заманивают покупателя светом, устраивая прямо театральное освещение: выделяют авансцену, лучами прожекторов привлекают внимание к главным героям, цветом создают настроение. Все это нужно для того, чтобы у покупателя возникло желание взять еще и еще.
Обнаружить особые световые зоны в торговом зале супер- и гипермаркета можно, если встать чуть подальше от витрин и обвести их взглядом. Человеческий глаз - очень чувствительный оптический прибор, он заметит разницу в уровне освещенности и цветовые оттенки.
...Лежащий на витрине, под нежно-зеленым освещением, кустик салата кажется таким аппетитным. Розовато-красная подсветка сделала мясо и деликатесы невероятно аппетитными. Соленая красная рыбка в пластиковых прозрачных упаковках будто вчера хвостом била. Глядишь на хлеб и пирожные в желтоватой подсветке и сразу слышишь хруст корочки и ощущаешь нежность крема на языке. Фрукты в сетке играют с нашим цветовосприятием: оранжевые мандарины и апельсины в красной сетке кажутся ещё ярче. Яблоки покрыты воском не только для сохранности, но и для привлекательного блеска в направленном свете потолочных прожекторов. Картошку белых и жёлтых сортов достаточно положить в жёлтую сетку, чтобы усилить к ней интерес.
Достигается этот эффект с помощью разных светильников. Например, светильники для мясопродуктов специалисты рекомендуют устанавливать с розовыми светодиодными трубками, которые маркируются «pink».
Обязательно учитываются следующие факторы:
- цветовая температура - холодный свет (синие и зеленоватые оттенки), нейтральный (чаще белый), теплый;
- уровень освещенности. Нормируется вертикальная (например, для манекенов) или горизонтальная (для товара, разложенного на полке) освещенность.
- диапазон освещенности (обычно это соотношение освещенностей доминанты и фона).
Есть и другие важные показатели, которые влияют на комфорт посетителя: динамические эффекты не должны вызывать отторжения, стационарный свет не должен мерцать (кого из нас не раздражают моргающие лампы дневного света).
По цветовой температуре излучения лампы классифицируются на:
- теплые – до 3000 Кельвинов;
- нейтрально белые – 4000-4500 К;
- холодные белые – 5000-6500 К.
Чтобы определенные продукты выглядели привлекательнее, их подсвечивают светом с определенной цветовой температурой:
- хлеб, молоко, бакалея — 2800-3200 К (теплый диапазон);
- свежая рыба, бытовые приборы, морепродукты, санфаянс — 4000-6500 К (нейтральные и холодные оттенки);
- овощи, фрукты, кондитерские изделия — 2800-3500 К (нейтральные и теплые).
Нам, покупателям, важно это все знать с одной целью: чтобы понять, как противостоять натиску маркетологов.
Ведь все эти ухищрения направлены исключительно на то, чтобы вызвать импульсивное желание взять еще этих мягких французских булок купить больше. Идет воздействие на подсознание.
Человека привлекают определенные цвета, он по цвету понимает, где порченный, а где лучший продукт. Наверное, всплывает память поколений, когда от того, насколько ты хорошо умеешь определять свежесть и безопасность еды, напрямую зависела твоя жизнь.
Простой трюк с вынесением товара в центр зала, где обычный свет, разрушит очарование.
Мы, например, берем товар с полки, поворачиваемся к ней спиной и делаем шаг-другой вперед, где уже не действует магия особого освещения. Это помогает, во-первых, погасить импульс "хочу-хочу", во-вторых, выбрать реально привлекательный и нужный товар. Особенно хорошо работает с зеленью.
Спонтанные, импульсивные покупки - это не только решение покупателя. Нас подталкивают к этому, провоцируют через множество инструментов. Свет, запахи, музыка, упаковка - все работает на то, чтобы заставить нас покупать больше.
А вы часто поддаетесь на уловки маркетологов?