Найти тему
Будо Глобал

Что боевые искусства дают в мирной жизни... Часть 3 из 4

Оглавление

Казачье боевое искусство

Автор: Владимир Ерашов — донской казак, станица Старочеркасская, Россия.

Итак, казачье боевое искусство. И прежде, чем мы осветим его в контексте заявленной в данной статье темы «Что боевые искусства дают в «мирной» жизни?», позвольте привести спорное изречение из песни «Вольный ветер», исполняемой всеми нами любимой группой «Чайф», которое звучит так: «а на хрена уральский парень занимается тай-чи?».

Так вот, мы с такой постановкой вопроса (как это ни странно звучит со стороны матёрого казака, каковым является автор данных строк) категорически несогласны! Тай-чи, Вин Чунем, Синъицюанем, Чанцюанем и прочим заниматься надо! В том числе, и на Урале.

Главное, чтобы этот гипотетический «уральский парень», достигнув определённого успеха в выбранном им виде боевых искусств, уже с высоты своего мастерства обратил внимание и на исконные боевые искусства своего региона — например, на «сибирского вьюна» (был когда-то такой), или на «русское боевое искусство», а если в нем течёт и толика крови коренных уральских народов, то на практикующие среди них единоборства (а таковые, уж поверьте, имеются). И не просто обратил, а при этом их ещё и обогатил своим, достигнутом на поприще восточных боевых искусств, опытом.

Ну, а если среди его предков были уральские казаки, то тогда понятное дело, на какое именно боевое искусство ему лучше всего обратить своё внимание, потому как тогда, ввиду полнейшей ментальной совместимости, в сфере единоборств ему просто гарантировано ещё и обогащение личного мастерства!

И это один из аспектов, зачем в мирной жизни нужно казачье боевое искусство.
Второй аспект. Автор данных строк всегда, на всех своих тренировках неустанно доносил до учеников очевидную мысль о том, что «в сабельную атаку в конном строю, нам нестись, ну уж точно никогда не придётся!». Но при этом всегда добавлял, что в армии служить доведётся практически всем, а также то, что с учётом отличной физической подготовки и великолепных морально-волевых качеств, войска, в которые они будут нести свою службу, скорее всего окажутся специального назначения (что, зачастую и случалось).

Соответственно, шашка не шашка, а вот работа коротким клинком обязательно пригодится! То есть, то чувство холодного оружия, которое мы в рамках тренировок с казачьим национальным оружием развиваем, в спецназе явно окажется востребованным. При этом (факультативно, и только для совершеннолетних) проводится спецкурс по ножу, построенный на базовых принципах фланкировки казачьей шашкой (не удивляйтесь, но у нас и такое имеется!).

Третий аспект. Развивая навык работы с национальным оружием, мы не только учимся им непосредственно владеть (хотя и это тоже) — мы ещё запускаем в нашем подсознании сложный психологический механизм извлечения хранящегося там обобщённого стереотипа движения. Звучит мудрёно, но суть в том, что основные стереотипы поведения, в том числе и движений, у каждого этноса свои, и они есть у нас в подсознании. Поэтому, например, мы так любим национальные танцы и с лёгкостью их осваиваем.

Так вот, работа национальным холодным оружием при правильной постановке данного дела, с точки зрения психологической науки способна послужить эвакуатором, извлекающим данный стереотип движений (читай, способ передвижения в бою), что, в свою очередь, способно обогатить даже весьма продвинутого мастера боевых искусств, отшлифовав его перемещения в пространстве в сторону истинного, а не искусственно заданного совершенства.

Четвертый аспект. Духовно-нравственный. И если сейчас от меня ожидают пространные рассуждения на тему древнеславянской эзотерической философии, да ещё и в стиле псевдовосточной риторики с заменой базовых восточно-философских понятий на их славянские как бы аналоги (типа, «инь-янь» на «явь-навь-правь»), то я вынужден буду всех разочаровать. Ничего этого в казачьем боевом искусстве нет, и быть может.

Нравится кому или нет, но тот этнос, каковой именуется «казаками» со времён Куликова поля (первое достоверное упоминание о донских казаках), всегда исповедовал православное христианство, приверженцем которого до сих пор и остаётся. Соответственно, и духовность нашего боевого искусства соответствует мировоззрению православного человека, при всём искреннем уважении к представителям всех иных коренных религий нашей общей страны. Разве что за исключением неоязычников, каковых в современной казачьей среде в последнее время стали метко величать «елдыжниками» (от слова «елда́» — нечто большое, длинное, громоздкое, торчащее), намекая на поклонение неоязычников перед странноватыми деревянными истуканами.

Как бы там ни было, но неправославных казаков, имевших собственное административно-территориальное образование, именуемое «войском,» в истории России никогда не было! И если сейчас кто-нибудь будет приводить к примеру башкир или калмыков, то мы напомним, что они за свои заслуги перед Отечеством были приравнены к иррегулярным воинским частям, созданным по образцу казачьих. А это совсем разные вещи.

Но не будем углубляться, так как тема воистину бесконечна. Потому ещё раз сформулируем и примем на веру наш главный идеологический постулат: казачество и казачье боевое искусство — это православное христианство, и всё тут, точка.

Пятый аспект (само собой разумеющийся). Патриотизм и знание отечественной истории. При этом первое логически вытекает из второго. То есть, преподносится не в стиле армейских замполитов, а через личностное восприятие посредством собственных выводов, что гораздо действеннее. В свою очередь знание истории (особенно боевой) органично вплетено в сам процесс обучения и постигается параллельно с изучением технических элементов. Например, вместо общеизвестного разминочного упражнения «крокодильчик» (передвижения лёжа, не касаясь пола, с широко расставленными локтями) применяется передвижение пластунов, поскольку пластунов именно так и тренировали. В процессе выполнения упражнения объясняется, кто такие были пластуны, их роль в военной истории России, и откуда пошло «ползать по-пластунски». Или, к примеру, при отработке удара ногой с разворота, с опорой на руку, называемого по-казачьи «подвал» (кстати, весьма даже эффективного!), объясняется роль шпор в казачьих войсках и то, что рядовые казаки их никогда не носили, поскольку, будучи природными наездниками, отлично управляли конём и без них. А вот казачьи офицеры носили, потому как могли быть и привлечёнными со стороны, каковым, к примеру, являлся поручик Карабанов в романе замечательного русского писателя Пикуля «Баязет». Заодно тезисно разъясняются причины и результаты русско–турецкой войны 1877 года.

И так по всем техническим элементам. Согласитесь, что парнишка при этом не только научится действовать руками–ногами, а также различными боевыми предметами, но ещё и отложит что-то в своей замутнённой гаджетами голове. При этом это «что-то» будет несомненно правильным и стопроцентно патриотичным.

Шестой аспект… впрочем, а надо ли? Потому как есть ещё и седьмой, и восьмой, и даже десятый, и все они проверены многолетней практикой, и по этой причине достаточно убедительны. Отметив напоследок тот очевидный и не отрицаемый даже недругами казачества факт, что казачье боевое искусство является важнейшей культурной и этносообразующей составляющей того народа–воина, каковым являлись казаки на всём протяжении российской истории, посчитаем тему «Что боевые искусства дают в «мирной» жизни?» в отношении казачества раскрытой.

Хатха Йога, внутренние стили ушу

Автор: Тамара Шипкова, Санкт-Петербург, Россия
Преподаватель йоги Айенгара (сертификат института RYMIA, Puna, BHARATA (Индия), 2007 год), многократный победитель и призёр чемпионатов мира по традиционному ушу.

Занятия мне помогли выдержать жесткач на Олимпиаде боевых искусств «Восток–Запад» от Марины Сень, главного режиссёра этого фееричного явления, что уже очень важно. Без них, наверное, не справилась бы.

Если же переходить к теме — в тайцзицюань используется понятие «воинские» искусства, поэтому могу рассуждать только в его рамках.

Историческая справка. Если взглянуть на страницы толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля, изданного обществом любителей российской словесности, учрежденного при Императорском Московском Университете (Москва, 1863 год), то прочтём следующее:

Том 1, страница 95 — «…Бой — вообще действие, глагол бить, биение, битье, битва, сражение, брань, побоище, поединок, дуэль, рукопашный, ристание, драка, игра»
Том 1, страница 96 — «…Боевой — к бою, в разных значениях, относящийся…»
Том 1, страница 96 — «…Боец, боевик, бойчак (м), бойчиха (ж) — искусный в бою, особенно в одиночном; задорный драчун, охочий до бою, драки; боевая, бойкая особа».
Том 1, страница 204 — «…Война — раздор и ратный бой между государствами; международная брань».
Том 1, страница 204 — «…Воин, старинное, Воинственник, воинник, вояк…».
Том 1, страница 204 «…Воинственный арх. Воистый — готовый к бою, к драке, к войне, мужественный, храбрый. Воинственность — свойство бранелюбивого, готового на бой».

Вывод напрашивается сам собой: 150 лет назад понятие «воинский» было более объёмным, нежели «боевой». Если первое — это стратегия, то второе — тактика.

Для справки, там же:

Том 4, страница 307 — «Стратегия ж. греч. Наука войны; ученье, о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств».
Том 4, страница 354 — «Тактика ж. греч. военное искусство; умение располагать военными силами… Тактика есть часть стратегии».

В применении к индивиду боевые искусства — работа с физическими способностями, а воинские искусства — с морально-нравственными качествами и физическими способностями человека.

Воинские искусства — одна из форм освоения древнейших знаний о жизни. В силу своей специфики спокойно переживает войны и глобальные катаклизмы.

«К сожалению, современное образование обусловлено материальностью» (Далай Лама, август 2011 года, Хельсинки). Поэтому все секции и школы, где занимаются вопросами морали, нравственности, развивают физическую силу и выносливость, воспитывая в людях надёжность, альтруизм и сострадание —гиперактуальны.

Недооцененные сейчас эти знания обязательно будут востребованы позже. Ибо их содержательность, простота и доступность вне конкуренции!

Окончание следует...