"Эта книга никуда не годится. Ее нужно уничтожить." Значит, хорошая книга, надо брать.
Габриэль Гарсия Маркес самолично успел распорядиться уничтожить рукопись своей последней книги - "Увидимся в августе". Не понравилась она своему автору ни стилистически, ни сюжетно. Кроме того, в последние годы жизни писатель страдал нарушениями памяти, и работа над романом все десять лет шла тяжело. Да и решение вернуться к своему "раннему" стилю, в котором он писал в 50-е годы, явно его тяготило.
Но сыновья Маркеса не выполнили волю отца, скончавшегося в 2014 году. Спустя годы они ее перечитали и решили-таки напечатать. Убеждена, что поступили они правильно, вне зависимости от того, какие у них были резоны, и как этот роман был встречен миром. Был и есть Маркес, есть и будут его книги, как и те, кто их читает. А это означает, что книге быть.
Да и вообще, если бы наследники всегда соблюдали волю усопшего, то скольких посмертных публикаций текстов Кафки, Набокова или Сэлинджера мы бы не увидели! В любом случае, дело сделано, и теперь читатели вольны наслаждаться чтением или наоборот, в зависимости от своего вкуса и восприятия.
А восприятие этого романа, как оказалось, у читателей и книжных блогеров весьма острое и негативное, даже осуждающее. "Отвратительный, грязный, бессмысленный" - так отзываются о нем люди, что не может, согласитесь, не вызвать к нему интерес.
И вот 6 марта 2024 года, в день, когда Маркесу могло исполниться 97 лет, роман "Увидимся в августе" был опубликован. Причем сразу на всех языках и по всему миру - однозначно маркетинговый ход.
Кстати, это первый роман Маркеса, в котором главная героиня — женщина. Мир, естественно, тот же час воспользовался этим, объявив, что вышел феминистский роман, в котором "женщина исследует свою сексуальность". Россия же, что тоже естественно, эту повестку полностью проигнорировала и презентовала новинку в стилистике любовного романа с дурацкой жгучей красоткой на пошлой обложке. Так еще эти умники зачем-то наплели, что "стройная красивая брюнетка отправляется на остров за случайными любовными наслаждениями".
Но в книге ни разу не упоминается (ну или я о-очень торопилась и не заметила), что главная героиня стройная или красивая, или даже что она брюнетка. Это явно какие-то влажные фантазии отечественного издателя. И это действительно "отвратительно".
Очень коротко о сюжете романа, который вполне из-за его объема можно назвать повестью.
Главная героиня - 46-летняя Анна Магдалена Бах. В 19 лет она влюбилась в мужчину, вышла за него замуж, бросила университет и полностью отдала себя семье. А семья у нее очень музыкальная: муж - дирижер, сын - первая виолончель Национального оркестра, дочь встречается с джазовым трубачом, и несмотря на свой музыкальный талант, собирается уйти в монастырь. Обеспеченная, буржуазная и размеренная семейная жизнь с расписанием на три-четыре года вперед.
И такая жизнь, рано или поздно - как посмотреть, приводит Анну к экзистенциальному кризису. Каждый год в августе она отправляется на карибский остров, чтобы посетить там могилу матери. В очередной приезд женщина нарушает правила, выпивая в баре отеля чуть больше, чем нужно, она занимается сексом с незнакомцем. Память об этом событии лишает ее покоя, и уже на следующий год она приезжает на остров и снова спит там с очередным незнакомцем. В третий, четвертый и пятый приезды происходит то же самое.
Муж-дирижер, конечно, ничего не подозревает.
Пять поездок на остров - пять глав романа. По замыслу Маркеса у каждой главы, словно в музыкальном произведении, должна была быть своя интонационная тема: спокойствие, отчаяние, надежда, наказание, смирение. Но по причине болезни автор хорошо проработал только первые две главы, ну и постельные сцены, а вот уже с третьей - ритм его прозы становится нечетким.
Музыка, религия, любовь, страх - вот главные символы романа, с помощью которых Маркес нам говорит о том, что не надо бояться одиночества, оглядываться на других, жить иллюзиями. Нужно идти на риск, если хочешь чтобы тебе стала понятна истина. "Истина не печальная, а скорее бодрящая", как сам Маркес сказал в последней главе.
О сюжете больше ни слова, роман и без того довольно короток, прочтете сами. От оценки финала я тоже воздержусь. Я лишь хочу донести до вас мысль, что "Увидимся в августе", увы, не встанет в один ряд с другими произведениями колумбийского писателя, поскольку его слабые места слишком заметны, но тем не менее, когда читаешь книгу, не оставляет чувство, что читаешь Маркеса. И это здорово! Согласитесь, приятно получить такой "привет" с того света.
И уж, тем более, роман "Увидимся в августе" нельзя назвать бессмысленным. Просто смысл каждый из нас ищет и обретает свой.
Роман прочитать рекомендую.
А у меня на сегодня все.
Приходите завтра.
И помните: Презрение — маска, которою прикрывается ничтожество, иногда умственное убожество. Альфонс Доде.
💥Еще один роман Маркеса тут:
Не забывайте про лайк и отзыв, друзья, хотя бы такой ♡, и подпишитесь на мой канал, чтобы нам не потерять друг друга в этом безумном-безумном-безумном-безумном...