"Литература — самая лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми." Писал Габриэль Гарсия Маркес и был по-своему прав. Это его утверждение иногда приходит на ум, когда пытаешься анализировать те книги, которые надо просто читать.
В чём смысл романа "Сто лет одиночества" Г.Маркеса, если совсем кратко и без магии, которой в этой истории в избытке? Думаю, что сам Маркес видел смысл в том, что светлые мысли всегда созидательны, а тёмные непременно ведут к разрушению. И только так.
А ещё это история о том, как жизнь людей отражается в жизни их дома, их города, их народа. И если бы сам автор романа мог бы дать совет его героям, то это был бы совет о том, как и куда нужно правильно направлять свои ресурсы и активность.
Роман "Сто лет одиночества" - это в сущности история одного городка. За эти взятые сто лет он был основан, развивался, переживал периоды расцвета и упадка. Он то становился городом, то снова посёлком. В нём менялись люди, то умирая, то рождаясь. Они строили дома и разрушали их, открывали свой бизнес и банкротились. Много чего здесь было, сто лет - это целый век.
Одно в нём оставалось неизменным. Городок Макондо всегда был неразрывно связан с семейством своих основателей - Буэндиа. Изначально именно любовь Урсулы и Хосе дала людям импульс к созиданию и к сотворению. Проблема была в том, что молодые являлись дальними родственниками друг другу, поэтому им предрекали, что из-за кровосмешения дети у них если будут и не уродами, то уж точно родятся с поросячими хвостами. Из-за этих предсказаний возлюбленные, всё-таки поженившись, долго не допускали близости.
Прошли годы, над Хосе стали смеяться люди, открыто намекая на его растущий супружеский долг. Хосе в ярости убил одного из обидчиков, а следом отдал весь долг Урсуле. Из-за убийства человека молодым пришлось переехать, хотя призрак прошлого их преследовал потом постоянно.
Прежде чем основать город, Хосе пробовал заниматься разными делами, словно выбирая, куда можно направить свою неуёмную энергию и пытливый ум. В конечном итоге он создал общину, построил дороги и дома. Только кладбище не заложил, ведь в Макондо, к всеобщему удивлению, почему-то долго никто не умирал. Несколько омрачилась жизнь в Макондо с появлением Ребекки - приемной дочери Буэндиа. Это была очень странная девушка, она имела привычку есть землю и известку со стен. Ещё из-за Ребекки у местных начилась бессонница, и эпидемия забывчивости. Но всех спас своим чудо-зельем цыган Мелькиадес, очень загадочный странник-учёный. "Он действительно побывал на том свете, но не мог вынести одиночества и возвратился назад."
Хосе постоянно фантанировал идеями и в итоге решил запечатлеть на дагерротип Бога. В результате своих безуспешных попыток он сошёл с ума. Один его сын вырос, направляя всю энергию на женщин и на бесконечные похождения. Его жизнь заканчивается пулей. Второй сын Хосе становится ювелиром. В конце жизни он живёт в уединении и делает золотых рыбок, научившись разным секретам у Мелькиадеса. Родная дочь Буэндиа, Амаранта, отрекается от любви и всю жизнь ткёт себе саван, закончив который, она угасает.
Взрослые дети Хосе и Урсулы пережили войну, которая разрушила и ослабила окрепший было Макондо. Внук Буэндиа стал преступным тираном, настолько он был алчным и злым. Город постепенно стал похож на большой притон. Но и в этой своей низменной ипостаси он был уничтожен пророчеством вместе с родом Буэндиа, ребёнка – последнего из рода Буэндиа – съели муравьи. Когда удалось полностью расшифровать манускрипт Мелькиадеса, то стало известно, что, как только будет прочтена последняя строчка, Макондо "будет сметен с лица земли ураганом и стёрт из памяти людей"…
Вот такая история, если кратко. Вообще, "Сто лет" - это воспоминания, которые остались от прошлого, это разрушения Макондо, которые всё никак не завершались, ибо и само прошлое разрушалось, постоянно поглощая само себя. Оно было готово каждое мгновение закончиться, но так никогда и не закончилось. Потому что прошлое никогда не заканчивается. Это же понятно.
А если не размышлять о смыслах и не останавливаться подробно на сюжете протяжённостью в столетие, то становится ясно, что один лишь ветер перемен и способен породить новую жизнь, сметая вековую пыль с улиц Макондо. Время само напишет новые "Сто лет одиночества" - роман о цикличности истории, о бедах человечества, о разорванных в клочья судьбах.
Эпохальное произведение! Читается легко, потрясающий слог, необычный юмор, много абсолютных цитат. А вот смысл из-за своей богатой вариативности и обилия магии постигается трудновато. Если вас это не устраивает, то история может вам не понравиться.
Но я думаю, что стоит рискнуть. И будьте готовы, процесс чтения может затянуться... лет на пять. Серьёзно, бывали такие случаи с этим романом, когда люди начинали его читать и сразу же заканчивали, а потом снова и снова возобновляли чтение. Видно, что-то их влекло к этому роману, а что-то одновременно отвлекало от него. Может быть, это был поиск смысла в своей собственной жизни?
Как считаете?