В январе 1966 года сын казненного евреями нациста Эйхмана написал открытое письмо Мартину Борману в немецких газетах: "Я хочу, чтобы вы отдали себя в распоряжение правосудия. Я хочу, чтобы вы взяли на себя половину вины, за которую вместо вас ответил мой отец. Вы скрываетесь в Южной Америке, и потираете руки после сообщений о вашей смерти в 1945 году. Борман, докажите что вы человек чести, покажитесь миру!"
Но к концу 1960-х годов с группой сыщиков ФРГ расследующих дело Бормана, немцы Латинской Америки перестали делиться информацией. Поток координат, рассказов о встречах с Борманом оборвался. Даже сыновья Эйхмана, требующие от Бормана взять вину за Холокост чтобы оправдать имя отца, перестали выходить на связь. И однажды Хорст Адольф Эйхман скажет прокурору Бауэру почему: "Когда живешь в Южной Америке где скрываются нацисты, наступает день, когда надо замолчать".
Вместо немцев-эмигрантов к поискам Бормана подключились лучшие ищейки в мире. Первым стал Симон Визенталь, этот бывший заключенный концлагеря Маутхаузен создал частный центр по поимке нацистов в Вене. В его списке было 126 нацистов, а его банковский счет ежемесячно пополняли богатые евреи. Визенталь искал нацистов, потому что считал, что холодная война дала им шанс.
Визенталь считал что в ФРГ, в ГДР, и в странах Европы, бывшие нацисты внедряются в армию и власть создавая систему круговой поруки. Что в Германии никто на самом деле не хочет ловить нацистов, и только Израиль с СССР делает это. Сам Визенталь не имел прав ловить и казнить военных преступников, но он кропотливо искал нацистов, передавая собранные данные в "Моссад". Так Визенталь сдал Израилю Эйхмана.
Симон Визенталь поставил Бормана в начало своего списка в 1967 году и стал его искать, перерабатывая информацию прокурора Бауэра и свою. Визенталь считал, что Борман жив, дотошный еврей вышел на след нацисткой тайной организации Kameradenwerk ("Действие ради товарищей"), она занималась эвакуацией, запугиванием эмигрантов и лепила нацистам новые паспорта и лица в Америке.
Визенталь пришел к выводу, что Борман живет в пограничном районе Аргентины и Чили, а Kameradenwerk защищает его используя связи и деньги, которые передал Борман. А также Визенталь решил, что Бормана не ловят, потому что не хотят. Так как он слишком много знает о золоте и нацистах, вывезенных победителями.
"Он хорошо защищен, – писал Визенталь. – Ни одна страна не хочет второго Эйхмана. Однажды Борман просто умрет в постели". Но Визенталь был не прав, он конечно не мог знать, что к поимке Мартина Бормана с конца 1960-х подключились Ми-6 и ЦРУ, разведки Англии и США действовали независимо друг от друга.
Итоги расследования засекречены до сих пор, но мы знаем что ЦРУ расследовало 4 версии по Борману: что он был шпионом СССР и скрылся в СССР, что он был шпионом Англии и скрылся в Англии, что нацисты говорившие о его гибели, защищали его эвакуацию, и что Борман погиб в Берлине, потому не имел плана побега.
Единственный итог из всего этого ставший публичным, это получение ЦРУ от КГБ копии последней части дневника Бормана. И последняя запись от 1 мая 1945 года: "30 апреля. Адольф Гитлер Х, Ева Б. Х. 1 мая. Попытка прорыва".
ЦРУ и МИ-6 засекретили дело Бормана, но группа прокурора Бауэра из ФРГ сама пришла к 4-й версии ЦРУ в начале 1970 года - что Борман погиб 2 мая 1945 года Берлине. Гоняясь за призраками Бормана по свету, проверив 6 тысяч сообщений и десятки имен, в конце концов Бауэр получил от BND (Служба внешней разведки ФРГ) информацию из СССР.
Согласно ей СМЕРШ опознал мертвого Бормана на мосту, погибшего от яда, вынул из кармана дневник и закопал тело, используя немцев. Уведомив об этом Москву и получив дальнейшие инструкции, офицеры СМЕРШа вернулись к могиле, выкопали труп Бормана и перехоронили нациста в секретной могиле ГДР.
Неугомонный немецкий прокурор не сдавался. Он объединил все места, обозначенные Аксманом, немцем и СМЕРШем, нарисовал треугольник на карте. И в 1972 году его копатели наткнулись на кости 2-х людей неподалеку от моста, указанного Аксманом.
Найденный череп, измазанный в красной глине, по стоматологическим и врачебным записям соответствовал признакам Мартина Бормана, второй череп - доктору СС, что был с ним. И в челюстях обоих были найдены остатки стекла, что позволяло предположить капсулы цианида как причину смерти. Дело Бауэра было закрыто, Мартин Борман оказался мертв.
Но в 1995 году вскрылись пробелы экспертизы, некоторые детективы утверждали, что у Бормана был двойник и он помещен в могилу - свежие пломбы говорили об этом. Другие утверждали, что череп подменили, - он Бормана, но привезен из его могилы в Парагвае, отсюда красная глина на нем. Что все это дело рук Kameradenwerk - сети ветеранов СС, защищающих нацистов.
Слухи заставили власти ФРГ провести ДНК-экспертизу в 1998 году. Взятые пробы у родственников Бормана на 100% совпали с найденными останками и дело было закрыто. Потомки Бормана отказались хоронить его, Германия рассеяла прах 2- го человека Третьего Рейха над Балтийским морем.
Мартина Бормана оказалось трудно убить. С последним словом, написанным им в дневнике: "Ausbruchsversuch" (Попытка прорыва") началась новая жизнь секретаря Гитлера. Полная слухов, приключений и тайн, она длилась немыслимых 50 лет - больше чем прожил Мартин Борман.
Спецслужбы мира искали Бормана, сотни людей видели его на всех континентах. В деле Бормана много загадок, пробелов и несоответствий, нацисты до сих пор в немецкой власти и могут защищать своих. Но в конечном счете тайну Бормана убило неумолимое время. Ибо можно создать миф о человеке, который умер. Но невозможно скрывать так долго человека, который жив...
ДАЛЬШЕ: глава 87 Последний день Ивана Семихина < (жми!)
Книга "Битва за Берлин", том 2. Опубликованные главы тут: 👇
Благодарен за подписку/лайк 👍 I Ссылка на продолжение выше