Дзен, привет! Всем Калининградом тут культурно оборзели - к нам привезли прижизненный портрет Иммануила Канта. Полотно представляют в честь 300-летия философа в Калининградском музее изобразительных искусств. Открытие состоялось 16 апреля и до 19 сентября можно посмотреть "в глаза чистого разума".
Наверняка тебе известно, что Калининград - бывший Кёнигсберг - родина философа. Но портрет, который хранился в доме Канта, приехал к нам из... ПЕРМИ! Как полотно оказалось Пермской художественной галерее? Садись поудобнее, сейчас расскажу.
Портрет Иммануила Канта написан Иоганном Готлибом Беккером в 1768 году. Это одно из самых известных изображений философа. Здесь ему всего 44 года. В этом возрасте Иммануил Кант занимает должность приват-доцента Кёнигсбергского университета и читает лекции по философии, математике, физике, географии и антропологии.
Беккер написал несколько портретов Канта. Первый, самый известный, датируемый тем же 1768 годом, находится в Национальном музее Шиллера в Германии.
Второй - пермский - был написан для Иммануила Канта, полотно хранилось у философа до его смерти. Известно, что потрет экспонировался в Кёнигсбергской библиотеке и в Кёнигсбергском городском историческом музее, где был отдельный Зал Канта.
После войны полотно считалось уничтоженным. До 1957 года, когда нектор принес в Пермскую художественную галерею "Неизвестного мужчину" неизвестного художника.
Конечно же, искусствоведы узнали в мужчине Иммануила Канта. Оставалось атрибутировать потрет, здесь уже помогли технологии современного века - разные способы наложений, сопоставлений и прочие методы. Композиционная идентичность и стиль исполнения пермского портрета Канта и варианта из Германии ассоциативно связали его с именем Иоганна Готлиба Беккера.
А в 2023 году в Пермскую галерею поступило письмо из Манчестерского университета, где почетный профессор философии Стив Нарагон сообщил о результатах своего исследования. Конечно же, там было установлено, что этот Кант - Беккера, сомнений нет.
Справедливо добавить, что прижизненных портретов Канта мало, еще меньше списанных прямо с него. Беккеру верим, потому что он отразил характерные черты философа, описанные современниками. В аннотации к выставке одной картины подчеркнуто: «тонкая кость и изящество фигуры», «лёгкая сутуловатость», «высокие скулы и благородные формы черт лица, свидетельствующие о чувствительности сердца и усталости от глубоких размышлений». Кант одет в известный всему городу «скромный, но из хорошей материи, удобный и неснашиваемый» кафтан коричневого цвета, «обычно наглухо застегнутый», который сограждане часто сравнивали с одеянием монахов-кармелитов.
Леонард Калинников, старейший и мудрейший кантовед Калининграда, глядя на портрет 44-летнего философа с высоты своих 88-лет, прокомментировал увиденное так:
- Это удачная работа Беккера, которая передает значение этого элегантного магистра. Вот он, весь в кружевах, смотрит на нас, смотрит в вечность. Художник передаёт такие штрихи, которые говорят о том, что Кант сам долго проживет, что его наследие будет вечным достоянием человечества. В этом и есть искусство художника - улавливать необыкновенное.
Когда информация об экспонировании портрета Канта разнеслась по местным СМИ, у каждого второго возник вопрос - не собирается ли Калининградский музей возвращать на родину портрет Канта, мол, в Перми ему не место! Конечно же, вернуть его хотелось бы, но есть музейные законы и общий музейный фонд, который позволяет обмениваться картинами, но не более.
Такая история, Дзен. Спасибо за внимание! Твой культурный оборзеватель - потерянный, но не уничтоженный - Рита М.