Найти тему
Литрес

О чести, судьбе и лицемерии: лучшие цитаты из книги Вальтера Скотта «Айвенго»

Оглавление

В 20-е годы XIX века прозой Вальтера Скотта увлекались люди разных возрастов и сословий. Что они находили в его романах?

Во-первых, автор хотел рассказать, как вели себя настоящие рыцари, описать быт того времени и поднять важные темы постнаполеоновской эпохи.

В известном романе «Айвенго» на первом плане характеры героев. Это романтическая история о рыцаре, лишенном наследства, и его прекрасной возлюбленной. Однако повествование развивается на фоне противостояния англосаксов и норманнов. Так, Англия конца XII века становится полноправным героем книги.

Для тех, кто читал роман и хочет вспомнить хлесткие фразы героев, мы подготовили подборку лучших афоризмов и цитат из книги «Айвенго» Вальтера Скотта. Если вы не читали книгу, возможно, мысли автора подтолкнут вас к знакомству с популярным рыцарским романом.

-2

Подборка лучших афоризмов и цитат из книги «Айвенго» Вальтера Скотта

«Люди нередко сваливают на судьбу то, что есть прямое последствие их собственных буйных страстей».

«Я уже успел посоветоваться по этому поводу со своими ногами: они решили, что таскать мой красивый наряд по трясине было бы с их стороны враждебным актом против моей царственной особы и королевского одеяния».

«Ибо кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает».

«Ведь созерцание великой картины жизни показывает, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей дает человеку подлинную награду – душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать».

«В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

«Сплоченность людей – нерушимая крепость».

«Авторитет происходит от разума, а не разум от авторитета; всякий авторитет, не признанный разумом, – бессилен».

«Не ведаем какую сеть себе плетем, единожды солгав».

«Чем ближе к церкви, тем дальше от Господа Бога».

«Могу тебя уверить, гордый рыцарь, что ни в одном из самых страшных сражений не проявлял ты столько мужества, сколько проявляет его женщина, когда долг или привязанность призывает ее к страданию».

«У кого руки связаны, тот и дает волю своему языку».

«Люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных буйных страстей», – Ревекка.

«Только на пробном камне узнается чистое золото».

«Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает».

«Суд всегда совершается очень быстро, если судья заранее вынес приговор».

«Я не мошенник. Все живут притворством. Благодаря притворству нищий жив, а у придворного есть чин и земли. С притворством воинство и духовенство равно знакомы. Все с ним неразлучны; Ведь в церкви, в лагере и в государстве добиться ничего нельзя одной правдивостью. На этом мир стоит».

«Я преступал многие законы, нарушал заповеди, но своему слову не изменял никогда».

Цитаты на латыни, использованные в романе «Айвенго» Вальтера Скотта

-3

«Pax vobiscum!» – мир вам!

«Clericus clericum non dicimat» – священнослужитель не платит десятину священнослужителю.

«Vae victis» – горе побежденному.

«Exceptis excipiendis» – за исключением того, что должно быть исключено.

«Quidam viator incidit in latrones» – некий путник попал к разбойникам.

«Cor meum eructavit» – сердце мое он исторг.

«Et vobis Pater reverendissime» – и вам, преподобный отец.

«Propter necessitatem, et ad frigus depellendum» – вследствие необходимости и для защиты от холода.

«Nebulo quidam» – некий мошенник.

«Latro famosus» – сущим разбойником.

«Ut Leo semper feriatur» – чтобы лев всегда был поражён.

«Ut omnium mulierum fugiantur oscula» – чтобы избежать поцелуев всех женщин.

«De Lectione Literarum» – о чтении писем.

«Vinum lo etificat cor hominis» – вино веселит сердце человека.

«Rex delectabitur pulchritudine tua» – царь насладится твоей красотой.

«Semper percutiatur leo vorans» – пусть лев пожирающий всегда будет поражаем.

«Fructus Temporum» – плод времени.

«Confiteor! Confiteor!» – каюсь! Каюсь!

«Fiat voluntas tua!» – да будет воля твоя!

«Quare fremuerunt gantes» – из-за чего задрожали народы.

«Айвенго»: цитаты и афоризмы из романа

-4

«Когда учтивые слова прикрывают грубые поступки, – сказала Ровена, – они похожи на рыцарский пояс на подлом рабе».

«Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди».

«Человеческое сердце под влиянием несчастий делается покорным, как твердая сталь под действием огня».

«Уязвленная гордость бывает злопамятна, особенно при остром сознании неудачи».

«Когда учтивые слова прикрывают грубые поступки, они похожи на рыцарский пояс на подлом рабе».

«Минуты серьезной опасности нередко совпадают с минутами сердечной откровенности. Душевное волнение заставляет нас забыть об осторожности, и мы обнаруживаем такие чувства, которые в более спокойное время постарались бы скрыть».

«Слыхал я, как люди восхваляли свободу, – пробормотал он, – а вот теперь мне хотелось бы, чтобы какой-нибудь мудрец надоумил меня, что делать с этой свободой!».

«Если бы можно было всегда расплачиваться тумаками, мои кредиторы не жаловались бы на пустую казну», – сказал король.

«У тебя сильная душа; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы. Но она – как запущенный сад, принадлежащий нерадивому хозяину: сорные травы, разрослись в ней и заглушили здоровые ростки».

Мудрые размышления и цитаты из «Айвенго» Вальтера Скотта

-5

«Случается, что и плохое дерево дает добрые плоды, а плохие времена порождают не одно лишь зло».

«Язык легко обнаруживает тайны, которые сердце предпочло бы скрыть».

«Одна капля дождя, упавшая в море, становится составной частью того непреодолимого океана, что подтачивает скалы и поглощает королевские флоты».

«Сражайтесь, храбрые рыцари! Человек умирает, а слава живет! Сражайтесь! Смерть лучше поражения! Сражайтесь, храбрые рыцари, ибо прекрасные очи взирают на ваши подвиги».

«Если ты только затем читаешь Библию и жизнеописания праведников, чтобы находить в них оправдание своему распутству и беззаконию, то повинен в таком же преступлении, как тот, кто извлекает яд из самых здоровых и полезных трав».

«Мы с тобой оба – слепые орудия судьбы, неудержимо влекущей нас по предначертанному пути, как два корабля, которые несутся по бурным волнам, а бешеный ветер сталкивает их между собой на общую погибель».

«Его поверхностная начитанность была достаточно велика, чтобы внушать окружающим невеждам почтение к его учёности, а важная осанка и возвышенные рассуждения об авторитете церкви и духовенства поддерживали мнение о его святости».

«Могу тебя уверить, гордый рыцарь, что ни в одном из самых страшных сражений не проявлял ты столько мужества, сколько проявляет его женщина, когда долг или привязанность призывает ее к страданию».

«Человеческое сердце под влиянием несчастий делается покорным, как твердая сталь под действием огня».

«Люди нередко сваливают на судьбу то, что есть прямое последствие их собственных буйных страстей».

«Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает».

«Гнев Божий изгнал евреев из отечества, но трудолюбие открыло им единственный путь к власти и могуществу, и на этом пути они не встретили преград и притеснений».

«Хоть оно и труднее, зато куда почетнее быть первым из ста человек, чем первым из двух».

«Могу тебя уверить, гордый рыцарь, что ни в одном из самых страшных сражений не проявлял ты столько мужества, сколько проявляет его женщина, когда долг или привязанность призывает ее к страданию».

«Мы с тобой оба – слепые орудия судьбы, неудержимо влекущей нас по предначертанному пути, как два корабля, которые несутся по бурным волнам, а бешеный ветер сталкивает их между собой на общую погибель».

«Нет, мщение – это пир богов. И если правда, как уверяют нас священники, что боги приберегают это право для самих себя, значит, они считают это наслаждение слишком ценным, чтобы предоставлять его простым смертным. А честолюбие! Это такое искушение, которое способно тревожить человеческую душу даже среди небесного блаженства».

«Ты сегодня шумишь, как целая толпа монахов в сочельник, когда отец игумен уснул».

«Мне как будто на роду написано приносить несчастье всякому, кто будет питать привязанность ко мне».

«Когда доблесть путешествует рядом с глупостью, рог следует надевать на глупость, потому что она умеет лучше трубить».

«Боже великий, не затем же ты сотворил человека по твоему образу и подобию, чтобы его так жестоко обезображивали руки его братьев!».

«Бой - наш хлеб насущный, дым сражения – тот воздух, которым мы дышим! Мы не живем и не хотим жить иначе как окруженные ореолом победы и славы!»

«Минуты сердечной опасности нередко совпадают с минутами сердечной откровенности».

«Душевное волнение заставляет нас забыть об осторожности, и мы обнаруживаем такие чувства, которые в более спокойное время постарались бы скрыть, если не в силах вовсе подавит их».

«Если ты только затем читаешь библию и жизнеописания праведников, – сказала еврейка, – чтобы находить в них оправдание своему распутству и беззаконию, то повинен в таком же преступлении, как тот, кто извлекает яд из самых здоровых и полезных трав».

«Однако теперь, перед лицом действительной опасности, он был гораздо спокойнее нежели раньше, когда находился во власти воображаемых ужасов. Любители охоты утверждают, что заяц испытывает большие мучения, пока собаки гонятся за ним, нежели тогда, когда попадает им в зубы».

«Даже простой народ, который всех строже судит поведение высших сословий, относился снисходительно к легкомыслию приора Эймера. Дело в том, что Эймер был очень щедр, а за милосердие, как известно, отпускается множество грехов».

«Велики национальные различия между англосаксами и их победителями; воспоминания о прошлом и мысли о настоящем бередили эти раны и способствовали сохранению границы, разделяющей потомков победоносных норманнов и побеждённых саксов».

«Не ставь никаких условий, раз ты уже принял такое разумное решение, – сказал Мальвуазен. – Что такое женщина, как не игрушка, забавляющая нас в часы досуга? Настоящая цель жизни – в удовлетворении честолюбия. Пускай погибают сотни таких хрупких существ, как эта еврейка, лишь бы ты смело двигался вперёд на пути к славе и почестям!

«Палестина! – проговорил Сакс. – Палестина… Сколько ушей жадно прислушивается к басням, которые приносят из этой роковой страны распутные крестоносцы и лицемерные пилигримы».

«Что будет вам наградой за всю кровь, которую вы пролили, за все труды и лишения, которые вы вынесли, за те слёзы, которые вызвали ваши деяния, когда смерть переломит ваши копья и опередит самого быстрого из ваших боевых коней?

«Что будет наградой? – воскликнул Айвенго. – Как что? Слава, слава! Она позлатит наши могилы и увековечит наше имя!».

«Слава? – повторила Ревекка. – Неужели та ржавая кольчуга, что висит в виде траурного герба над тёмным и сырым склепом рыцаря, или то полустёртое изваяние с надписью, которую невежественный монах с трудом может прочесть в назидание страннику, — неужели это считается достаточной наградой за отречение от всех нежных привязанностей, за целую жизнь, проведённую в бедствиях ради того, чтобы причинять бедствия другим?».

«Собаки не грызутся между собой в таких местах, где водится много лисиц и волков».

«Что такое женщина, как не игрушка, забавляющая нас в часы досуга? Настоящая цель жизни – удовлетворение честолюбия».

«Скажи-ка мне, добрый Робин, бывал ли у тебя в отряде такой друг, который мало того, что подаёт советы, но ещё хочет руководить каждым твоим движением и прикидывается несчастным всякий раз, как ты вздумаешь поступить по-своему?»

«Мы с тобой оба – слепые орудия судьбы, неудержимо влекущей нас по предначертанному пути, как два корабля, которые несутся по бурным волнам, а бешеный ветер сталкивает их между собой на общую погибель».

Короткие цитаты из романа «Айвенго» Вальтера Скотта

«Те, кому не страшна смерть, способны на все».

«Публика недоброжелательно относится к тем, кто ее развлекает».

«У кого руки связаны, тот и дает волю своему языку».

«Черт подстерегает нас именно за исключительными занятиями».

«Увы, теперь я знаю, что зрелище победы еще ужаснее зрелища битвы».

«Чем ближе к церкви, тем дальше от Господа Бога».

«Суд всегда совершается очень быстро, если судья заранее вынес приговор».

«Те, кому не страшна смерть, способны на все».

«Когда язычник ранен и в несчастье, он становится братом еврея».

«Я не дотрагиваюсь до неверных иначе, как мечом».

«Кровь лилась рекой, а смерть казалась всем краше бегства».

«Невелика заслуга раздавить червяка».

«Ничто так не прочищает голос и не обостряет слух, как чаша доброго вина».

«А именно неожиданность и заставляет людей терять голову».

«Ведь я не деревенская девушка на первой исповеди в страстной четверг».

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-6