«А ты колхозница, тебя любить нельзя…». Помните эту старую советскую песню? Строки явно вложены в уста городского жителя, в них пренебрежение, предвзятость, даже доля призрения. Почему так? Ведь в стране Советов изначально в дружбе и согласии жили два основных класса – рабочий класс и колхозное крестьянство. Плюс прослойка – интеллигенция. А затем народ и вовсе стал однородным.
На практике же деревенских и городских всегда различали по ряду признаков. Знаете каких?
Думаю, говорить об излишней скромности жительниц деревни не стоит. Были они бойкими, шумными, острыми на язык, что могло в споре компенсировать недостаток образования. А уж как посплетничать любили, перемыть косточки каждому в деревне, это отдельная песня.
А вот то, что хуже одеты – это да. В городе легче было найти дефицитные товары или хорошую портниху. Возможность понаблюдать, подсмотреть за представителями элиты формировала лучший вкус. Пальто, шляпки, сапожки – всё это городские изыски. До деревни новинки моды доходили с большим опозданием.
Деревенским девушкам наряжаться приходилось реже, жизнь в основном проходила в колхозной тяжелой физической работе. Тут уж не обойтись без платка, ватника, валенок, галош и резиновых сапог. Один-два наряда на выход, вот и вся радость.
Деревенский говор также отличался от городской интеллигентной речи. До сих пор в наших сибирских деревнях чёкают. Вспомните песню: «Милка, чё, милка, чё, навалилась на плечо». А еще: «евоный», «ихний»… Причем, в каждой местности существовал свой диалект, от которого горожане старательно избавлялись.
Показательны были привычки. Уж как деревенские любили грызть семечки, закидывая шелухой все вокруг. На посиделках взрывы смеха для привлечения внимания парней. Да и петь деревенские любили от души, нисколько не опасаясь критики. Кстати, на любые замечания деревенские реагировали остро, воспринимая как оскорбление.
Из развлечений – передвижная киномашина и агитбригада. Да еще танцы в деревенском клубе. Конечно, широко праздновались свадьбы, гурьбой ходили на поминки… По части гостеприимства деревня всегда давала 100 очков городу. Всех привечала, со всеми щедро делилась. Особых изысков в еде не было, главное, чтобы много, сытно, и выпивки на всех хватило.
Думаю, еще один немаловажный момент – запах. Хоть и мылись, начиная с древности на Руси в бане, но топили её раз в неделю. Поэтому запахи навоза и подворья плотно впитывались в кожу и одежду. Даже представители сельской интеллигенции, учителя, фельдшеры, бухгалтеры, держали в хозяйстве скотину, работали в огороде. В городских квартирах существовали ванны, которые снимали эту проблему.
Деревенские жители, не избалованные новинками цивилизации, приезжая в город, с любопытством вертели головой, стараясь рассмотреть как можно больше. Да еще, по приезду рассказать своим, что и как, как одеваются городские, что говорят, куда ходят. Громко обсуждали увиденное. Отсюда и презрение, которое испытывали горожане к сельчанам. И наоборот, если приезжали из города в деревню, к ним испытывали повышенный интерес, окружали вниманием, подмечая любую мелочь.
Вот и получается, что главный недостаток сельской жизни – бесперспективность, более низкий уровень и жизни, и культуры. На мой взгляд, несмотря на ТВ, интернет, это основное отличие актуально и сейчас. Поэтому и тянется десятилетиями молодежь в город к благам цивилизации. Остаются только «первые парни на деревне», не дотягивающие до самого простого учебного заведения, да девчонки, рано вышедшие замуж. Печаль…