Найти тему
Блог Рязаночки

Пьеса о ткачах (но без ткачества)

На фото — Дзамариа, хозяин ткацкой мастерской. Я заинтересовалась, и по поиску нашла подробнее про пьесу.

Дзамариа, хозяин ткацкой мастерской — Заслуженный артист России Олег БУРЫГИН
Дзамариа, хозяин ткацкой мастерской — Заслуженный артист России Олег БУРЫГИН

Это последняя и малоизвестная пьеса «Один из последних вечеров карнавала» Карло Гольдони (1707—1793), автора 250 комедий, в том числе и «Трактирщица», и «Слуга двух господ», по которым были сняты советские фильмы. В начале этого столетия пьесу специально перевели для постановки в Драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сама пьеса не найдена в интернете и не считалась шедевром в своё время.

Ничего ткацкого не было, ни станка, ни какого-либо другого оборудования, только условные декорации. События в пьесе происходили в последние дни карнавала, когда никто не работал и почти никого не было в мастерской.

А как бы выглядела ткацкая мастерская в то время в Италии и других европейских странах? Примерно так, только на этой картине ещё и пряли, и красили, а в соседнем помещении — ткацкие станки.

-2


Режиссер-постановщик спектакля в 2020 году — Вячеслав Долгачев.

Альба, жена Ладзаро — Наталья РАССИЕВА; Ладзаро, ткач — Роман БРЕЕВ.

Московский Новый драматический театр (МНДТ)
Московский Новый драматический театр (МНДТ)

Андзолетто, художник по тканям — Борис ШИЛЬМАНСКИЙ.

Московский Новый драматический театр (МНДТ)
Московский Новый драматический театр (МНДТ)

Андзолетто и Доменика, дочь хозяина ткацкой мастерской — Анастасия ЦИБИЗОВА

Московский Новый драматический театр (МНДТ)
Московский Новый драматический театр (МНДТ)


«Один из последних вечеров карнавала» — прощальная пьеса Гольдони. Она создана и сыграна в 1762 году, когда драматург, не выдержав конкуренции с другим гением, Карло Гоцци, навсегда уезжал из Венеции в Париж. Гольдони пребывал в смятении: суждено ли ему вернуться в родную Венецию?
Герои этой пьесы тревожно обсуждают поездку в далекую и загадочную Московию, предстоящую одному из героев, художнику по тканям Андзолетто.

Молодой герой тоже испытывает смятение из-за предстоящей поездки и прощается с друзьями, грустит о предстоящей разлуке, но отказаться от путешествия не может: творческое честолюбие гонит его в дорогу. Он хочет, чтобы вместе с ним в Россию отправилась и его возлюбленная Доменика. Но она не может оставить в одиночестве своего старого отца, мануфактурщика Дзамариа. В конце они все же поедут в Московию.
Фотки
Московский Новый драматический театр МНДТ

В 18 веке, как и раньше, и потом, иностранных специалистов приглашали в Российскую империю для развития ткацкого производства (не только).
В 1762 году летом был государственный переворот — Екатерина Алексеевна, супруга императора Петра III и будущая Екатерина Вторая, устроила заговор против мужа и свергла его с помощью гвардейских полков.

Карнавал в Венеции проходил в феврале и если персонаж пьесы, поставленной в том же 1762 году, художник по тканям Андзолетто приехал бы после весеннего распутья в Россию, то попал бы в интересное время ).


25 октября 1762 года Екатерина Алексеевна издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу» (история повторяется: видимо, во время переворота часть дворян сбежала за границу). Продолжением этого документа стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах». Что ж, тот же художник Андзолетто мог бы основать здесь мануфактуру.