В первой части статьи осмотрены нос и передняя опора шасси МиГ-25РБ:
Пришёл через осмотреть основную опору, она же главная нога — в документации разных КБ и на разные типы летательных аппаратов использованы разные названия. Вот сама опора:
Выглядит просто, а «МиГ-25 на максималках» — МиГ-31 — получил интересную 2-осную 2-колёсную тележку с шахматным расположением колёс, ни с чем не спутаешь. Но на неё взглянем в другой раз, при осмотре МиГ-31. Сейчас — ниша основной опоры МиГ-25:
1 – замок убранного положения опоры, а цифрой 4 обозначена входящая в него серьга, о них чуть ниже. 2 – клапан заправки, 3 – манометр, уж не могу сказать, воздушной или гидравлической системы, на МиГах не работал.
Замок – привычный для авиатехники крюковой, он подробно показан в статье о шасси Ту-154:
Подробнее интересные агрегаты гондолы:
Вид вперёд:
Глубины передней части гондолы, куда входит нижняя часть опоры с колесом:
Гофрированная стенка справа отделяет нишу шасси от канала воздухозаборника. Воздухозаборник сверхзвукового самолёта – не просто «дупло», это самый настоящий компрессор, работающий в паре с компрессором самого двигателя. Но – только на сверхзвуке, когда у потока хватает энергии сжимать себя самоё. Очень интересно это описано в книге полковника Валерия Васильевича Григорьева, летевшего на Л-29, «сушках» и МиГ-25П. Вот его первый полёт на высоту 25 км:
"Начинаю набор высоты. Теперь надо следить, чтобы приборная скорость не превысила тысячу сто пятьдесят километров в час, и дождаться роста числа М – отношения истинной скорости к скорости звука – 2,35 на высоте шестнадцать километров. Есть М 2,35! Продолжаю набор на этой скорости. И вот, заветная высота двадцать тысяч метров! Андреев обращает мое внимание на цвет неба. Оно тёмно-фиолетовое, но звезд, которые якобы должны быть видны, нет.
– Потрогай рукой фонарь, – предлагает инструктор. Тыльной стороной ладони дотрагиваюсь до остекления. Даже сквозь перчатку чувствуется такая высокая температура, долго терпеть которую невозможно."
Здесь видно то, что несведущие называют "трением о воздух" – температуру торможения. При торможении о самолёт «внешняя» кинетическая энергия потока –скорость – переходит во «внутреннюю», в температуру. И уже от этого горячего потока нагревается фонарь.
На предельных высотах и скоростях вся машина балансирует на острие. Насколько узки рамки работы крыла – описано в статье об угле атаки:
А что творится в этот момент по соседству с крылом, в двигателях – далее в книге:
"Двигатель и всё оборудование работают на предельных режимах. Все рассчитано на высоту не более двадцати пяти километров. Если начнем набирать бо́льшую высоту, то установленная на двигателях автоматика не в состоянии будет справиться с ограничением оборотов, и они превысят предельное значение, а это значит, что компрессор и турбина пойдут «вразнос», и всё закончится взрывом.
...
– Поставь РУДы на малый газ и обрати внимание на обороты двигателей, – командует инструктор.
Я выполняю команду. Обороты остаются на ста процентах, подтверждая предельный режим работы автоматики."
Каково? Мощь потока такая, что обеспечивается сжатие воздуха до нужного давления (десятки атмосфер) чисто за счёт торможения в воздухозаборнике, а компрессор просто крутится в этой тахионной лавине как флюгер. Поэтому в двигателе американского разведчика SR-71 предусмотрены клапаны перепуска воздуха в обход компрессора – он просто выключается из работы, так как только тормозит систему.
Книга называется «Обречены на подвиг» и рассказывает о первой половине службы В. В. – на западе страны. О службе на Дальнем Востоке готовится вторая книга, но автор пока работает – по-прежнему в авиации, но уже в гражданской – и не располагает временем, чтобы закончить. Где взять книгу – многозначительно молчу, скажу лишь, что электронная версия продаётся по цене двух поездок в Московском метрополитене.
Продолжаем осмотр гондолы. Совершенно никаких предположений, что это за два монокля:
И заглянем напоследок ещё раз в нишу передней опоры, в её переднюю часть:
На своде ниши – странный агрегат,то явно механизм открытия замка, предусмотрены гидравлическое (под цифрой 1) и механическое тросовое (2) открытие:
Но сам-то замок ниже, он хорошо виден на передней стенке внизу на общем виде... Попадая на незнакомый тип, чувствую себя как Лукашин в квартире Нади – многое знакомо, но всё по-другому.
Крышка правой распредкоробки:
Хоть здесь знакомые слова – «замер напряжения генератора», обозначены предохранители цепи замера. Уж что-что, а это везде сделано одинаково, на днях в цикле коротких материалов о Ту-154 выйдет видео про замер токов источников 115/200 вольт.
А сегодня вышли видео подготовки к холодной прокрутке двигателя и пост о чешских мотри́сах с советскими дизелями:
Надёжнее ловить обновления канала можно в общем Телеграм-канале «Всё, что движется», где помимо меня ещё несколько авторов:
На сегодня почти всё!
–=≈≠≈=–=≈≠≈=–=≈≠≈=–=≈≠≈=–=≈≠≈=–