Двадцать первый век раскрывает всё больше тайн двадцатого. Находятся без вести пропавшие знаменитости, выясняются прежде скрытые детали семейной жизни звёзд а ещё – благодаря генетике раскрывается всё больше преступлений, которые прежде считались безнадёжными в расследовании.
Генетический анализ показал, что убийца был рыжим
В январе 2020 года в США поставили точку в одновременно тривиальном и страшном преступлении, произошедшем за сорок три года до того. Молодая пара, Дэвид Шульдес и Эллен Матейс, отправилась в небольшую турпоездку в заповедный лес. Они планировали немного отдохнуть на природе с палаткой. Но нашли их мёртвыми. Шульдеса убили первым, выстрелом из винтовки. Над Метейс сначала надругались и только потом убили. Полицейские взяли образец семени с шорт Эллен, исследовали пули и следы вокруг палаток, но без единого свидетеля дело не могло сдвинуться с мёртвой точки. Тем не менее, образцы биоматериала сохранили на всякий случай.
Впервые по ДНК убийцу пытались найти ещё в конце девяностых, по уже имеющейся, но, увы, недостаточно обширной генетической базе преступников. Попытка провалилась. Но в 2018 году полицейские узнали, что по ДНК теперь можно узнать некоторые особенности внешности, и связались со специалистом-генетиком с просьбой описать столько особенностей убийцы по ДНК, сколько наука вообще может. Генетик сообщил, что у преступника белая кожа, рыжеватые волосы и много веснушек. Добавил он ещё несколько деталей, и по ним полицейские составили фоторобот. С этим фотороботом и другими данными, которые можно было установить по ДНК, они обратились уже к генеалогу. Последнее время в США в большой моде восстановление генеалогии, так что появилось множество специалистов в этой области. Сложилась и большая база данных.
Генеалог по внешним признакам установил, что убийца состоял в родстве с семейной парой прошлого, Глэдис Брюнетт и Эдварда Ваннивенховена, и, скорее всего, приходится им сыном или внуком. Круг подозреваемых сузился до восьми человек. У всех восьми хитростью взяли образцы ДНК, например, заставив заполнить анкету и запечатать её в конверт (для чего пришлось облизать клейкую полосу на конверте). ДНК убийцы совпало с ДНК Рэймонда Ваннивенховена, приличного, как все считали, пенсионера. Винтовку у него тоже обнаружили и изъяли для баллистической экспертизы.
Дело о кровавой кепке
В 2004 году неизвестный на пустынной улице шведского города Линчёпинг зарезал двух не связанных друг с другом людей: Анну-Лену Свенссон пятидесяти шести лет и восьмилетнего Мохаммеда Амори. Нож он бросил тут же, а чуть дальше по улице полиция нашла кепку со следами крови. На ноже и кепке были отпечатки пальцев. ДНК-анализ показал, что не вся кровь принадлежит жертвам. Преступник и сам каким-то образом поранился.
Шестнадцать лет расследование не могло сдвинуться с мёртвой точки. Свидетелей не нашлось, а ДНК-база по преступникам и Швеции, и Европы, и США не содержала совпадений с образцом. Поворотной точкой стал 2019 год, когда в Швеции официально разрешилось проводить генетико-генеалогические поиски, то есть искать преступников через ДНК их родственников. Поиск по популярному сервису, в который люди загружают свои данные, чтобы найти родственников, дал почти тысячу человек, состоящих с убийцей в дальнем родстве. Вот тут уже и понадобилось генеалогическое расследование: специалисты проследили родственные связи всех этих людей вплоть до восемнадцатого века, отыскав их общего предка. Среди его потомков только два человека в стране могли быть убийцами – братья по фамилии Нюквист.
После того, как их задержали, младший, Даниэль, которому на момент ареста было тридцать семь, сразу сознался. Его ДНК действительно совпало с образцом на сто процентов. Хотя официальных комментариев полиция не давала, в СМИ просочилась информация, что жертвой Даниэль Нюквист наметил себе ребёнка, из-за его этничности. Планировал убить кого-то из ксенофобских побуждений он заранее, специально купив для этого нож, но именно Мохаммед ему попался случайно. Свенсон же попыталась остановить убийцу. Вероятно, именно в борьбе с ней Нюквист порезал сам себя.
Одержимая писательница
В семидесятых и восьмидесятых годах в нескольких штатах США действовал жестокий и неуловимый насильник и убийца. Среди его жертв – тринадцатилетняя девочка, хотя он предпочитал издеваться над молодыми женщинами и их мужьями. Одну из жертв не смог защитить даже муж-военный. Убийца был так нагл, что некоторым жертвам заранее звонил с предупреждением: мол, пришла твоя очередь. Полиция сбивалась с ног, пытаясь найти зацепки, но убийца, похоже, слишком хорошо знал методы расследования. Он не оставлял отпечатки пальцев, не давал возможности выжившим зацепиться в его внешности хоть за что-нибудь. Единственное, о чём он не заботился - о том, чтобы не оставлять своего семени. О ДНК-экспертизе тогда и слыхом не слыхивали.
В конце концов он лёг на дно, а полицейские, которые были заняты его делом, почти все вышли на пенсию. Но о таинственном убийстве стала писать у себя в блоге сценаристка Мишель Макнамара. Она говорила с выжившими жертвами, собирая всё больше деталей. Хотя она умерла, так и не увидев поимки убийцы, но она смогла добыть достаточно много новых улик и заинтересовать одного из бывших следователей по этому делу. Тот добыл описание ДНК и залил его в базу поиска родственников. Уже через родственников вышел на убийцу. Его звали Джозеф Деанджело, и он был бывшим полицейским. Кстати, до того его уже арестовывали. За кражу в магазине кувалды и средства для отпугивания собак. Деанджело некоторых своих жертв забивал до смерти. К его жертвам относят не менее полусотни человек.