Пожалуй, первую жар-птицу, "схваченную" художником, мы видим у Е.Д. Поленовой (1850-1898). Елена Дмитриевна приходилась младшей сестрой известному академику живописи, автору "Московского дворика". Она, как сама пишет, во многом ради заработка, взялась за эскиз огромного вышитого панно с жар-птицей, стерегущей заповедные яблоки. Панно было размером в 3,5 метра на 2, эскиз к нему в натуральную величину. Его заказала ей для своей мастерской не менее яркий художник Мария Васильевна Якунчикова.
Можно сказать, что творчество двух этих художниц открыло дорогу стилю модерн в нашей стране.
Женщин в Академию художеств в то время не принимали. Может, в этом кроется одна из причин столь лёгкого отхода от академизма и переход в стиль "арт нуво" (у нас прижилось название "модерн"). Панно было вышито крестьянками, работавшими у Якунчиковой. Оно увидело свет на Нижегородской ярмарке 1896-го года, и после того на Международной выставке 1900-го года в Париже.
На парижской фотографии видны размеры этой работы, и, слева от неё, другого вышитого панно по эскизам Поленовой. К сожалению, непривычный для широкой публики стиль оставил равнодушными к работам Елены Дмитриевны и издателей, и собирателей живописи, включая Третьякова.
При этом, по словам критика Стасова, покупались и издавались произведения «в подмётки не годящиеся» её «Сказкам». К счастью для нас, её работы и работы Якунчиковой публиковал прогрессивный журнал «Мир искусства», для издателей которого, в том числе Дягилева, эти художницы были настоящими кумирами.
В Третьяковской галерее хранится ещё одна работа о сказочной жар-птице кисти Елены Дмитриевны, считавшейся одним из лучших акварелистов той поры.
Стиль модерн считал источником вдохновения природу и отходил от устоев классического, античного по своей сути, искусства. Он предполагал новые подходы.
Иван Яковлевич Билибин первым из русских иллюстраторов стал рассматривать книгу как целостный объект. Понятные читателю иллюстрации, формат, качество и цвет бумаги, размещение текста, шрифт, брошюровка были ему одинаково важны. Оформленные им издания выгодно отличались на общем фоне.
В ином цвете он увидел сцену с жар-птицей тридцать лет спустя.
Хорошо подходила для книги плоская манера мастера графики К.А. Сомова (1869-1939). Он, создавая обложку для сборника поэта-символиста Бальмонта, отдал свою дань жар-птице, но уже как символу любви, то есть в необычной для птицы форме.
Невероятный колорист Л.С. Бакст (1866-1924), работая для «Русских сезонов» Дягилева в Париже, сделал два костюма для балерины Тамары Карсавиной. В первом она блистала 1909 году в балетной сюите «Пир», где были собраны номера из разных спктаклей. Номер L’Oiseau de Feu («огненная птица») был поставлен на музыку из «Спящей красавицы» Чайковского.
Второй костюм был сделан для балета Стравинского «Жар-птица» годом позже. Балет оформлял А.Я. Головин (1863-1930), один из лучших русских декораторов. Но поскольку эта была русская сказка для иностранцев, Дягилеву не понравились его реалистичные, не броские костюмы. Костюм жар-птицы заказали Баксту – человеку, который вскоре изменит Парижскую салонную моду.
Образ феерического существа, рвущегося на свободу, стал эмблемой балета Дягилева на ближайшие несколько лет.
После революционных потрясений многие мастера модерна оказались за границей, и уже там обращались теме жар-птицы. Иллюстрации к сказке Ершова выполнил Георг Оскарович Шлихт (1886-1964); его книга вышла в 1922 году и уже в Берлине. Одной из них украшена обложка журнала «Жар птица», выходившего там же.
Известность графику Борису Васильевичу Зворыкину (1872-1942) принесли его первые же иллюстрации – это была «Сказка о золотом петушке» издания 1903-го года. Зворыкин был широко известен как художник-оформитель, автор огромного количества открыток на народные и исторические темы.
К теме жар-птицы он обратился уже в эмиграции, но издать книгу у него не получилось.
Книгу подготовила к печати сорок лет спустя большая почитательница его таланта Жаклин Онассис-Кеннеди (1929-1994), когда она работала редактором в издательстве The Viking Press в Нью-Йорке. Книга издана в в 1979 году.
Наша жар-птица является, пожалуй, самой необычной иллюстрацией к любимой нами с детства сказке Ершова.
Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.