Все люди изначально творцы. Так устроена природа человека. Как помочь маленькому человеку раскрыть свои таланты? Рассказывает Светлана Владимировна Гайченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ. Было интересно? Поставьте, пожалуйста лайк. Есть вопрос? Комментируйте! И подписывайтесь на канал, у нас будет еще много интересного и полезного для родителей!
Почему важно творить вместе с дошкольниками
Детство, особенно дошкольное, наилучшее время для развития способностей к творчеству. В это время ребёнок активно развивается: совершенствуются психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь, память), личностные качества (креативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, рефлексивность и т.д.), формируются способности и интересы. В таком возрасте дети пластичны, чувствительны, обладают нестандартным мышлением.
Дошкольное детство – время, когда устанавливаются ориентиры для развития личности в будущем.
Отношение взрослых к творчеству детей может, как стимулировать, так и подавлять их способности. Важно создавать условия, в которых творческое развитие ребёнка будет наиболее продуктивным и активным.
Творческие способности – возможность нестандартно мыслить и рассуждать, создавать новые результативные действия. Такие способности возникают и развиваются во время творческой деятельности и есть у каждого человека.
Какие условия нужны ребёнку
- Создайте творческую обстановку, чтобы ребенок проявлял инициативу включаться в процесс создания волшебства.
- Постепенно повышайте уровень сложности выполнения заданий, давайте ребенку свободу выбора самостоятельного решения, стимулируя развитие творческого мышления.
- Предлагайте разные материалы: акварель отличается от гуаши, пластилин – от PlayDo и его аналогов, цветная бумага и цветной картон ведут себя по-разному. И главное, инструменты для творчества должны быть как можно более качественными.
- Предоставлять возможность самостоятельно выбирать поле деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и т.д. Если дошкольнику это интересно, то интеллектуальное напряжение во время творческой работы не переутомит малыша, а пойдет ему только на пользу.
- Помогайте ненавязчиво и разумно. Дошкольнику нельзя давать абсолютную и безграничную свободу. Он может её применить неконструктивно, и в итоге будет разочарован результатом.
- Не подсказывайте там, где малыш может сообразить самостоятельно. Должно работать воображение ребенка, а не родителей.
- Создайте комфортный психологический климат, теплую и доверительную атмосферу в семье.
- Пожалуйста, избавьтесь от замечаний. Вместо них высказывайте самые оптимистичные предположения по отношению к выполняемым действиям ребенка: «Ты так аккуратно вырезаешь, рисуешь, клеишь!», «Как ты думаешь?» «Мне очень нравится твоя идея с сюжетом!» «Это очень интересно! Мне очень хочется увидеть, как это будет!».
Создание максимально комфортных возможностей для творчества ребёнка – важный вклад в его будущее и множество возможностей самореализации малыша, который когда-нибудь обязательно станет взрослым.