Водные препятствия в Камино могут быть на любом маршруте. Переправы на Пути Сантьяго разнообразят дорогу, дают временный отдых ногам пилигрима. Но порой могут стать непреодолимой преградой.
Переправы на Пути Сантьяго
Где-то их больше, где-то меньше. Порой есть выбор: можно на лодке переправиться через устье широкой реки, впадающей в Атлантический океан, или пешком обойти препятствие по мосту, сделав крюк, порой в несколько десятков километров. Испания богата реками, все они текут в сторону океана, поэтому, топая по побережью Атлантики, рано или поздно надо будет использовать переправы на Пути Сантьяго.
Важно отметить – в Испании много мостов, как старинных средневековых, так и современных. Порой необычных, как в Португалете (смотри видео). Где-то это импровизированный мостик через небольшую речку, а где-то большой мост через широкую водную гладь.
В 2022 году в Камино де Мадрид на 2 этапе надо было 11 раз переходить речку Tejada по камням (никаких мостов нет). Сентябрь – засушливый месяц, и у нас не было проблем с переправами, но после сильных дождей или весной и в начале лета эта небольшая речушка может разлиться так, что по камням не перейти, не замочив ноги.
Или в 2023 году в Галисии за 4 дня до Сантьяго мы не смогли перейти мост из-за того, что разбившаяся река полностью затопила переправу. Хорошо, что обход по автодороге удлинил Путь всего лишь на несколько сотен метров.
Но далеко не всегда мосты совпадают с Путем Сантьяго. Если нет возможности для переправы, то приходится идти в обход, удлиняя расстояние, пройденное пешком. Обычно такие ситуации возникают в не сезон (поздняя осень, зима, ранняя весна), когда официальная переправа не работает, а редкие пилигримы вынуждены обходить водную преграду.
Какие бывают варианты переправы на Пути Сантьяго?
1. Маленькая лодка на 2-4 человека, которая «снует» через реку или узкий морской залив в непрерывном режиме в строго отведенное дневное время (например, с 7.00 до 19.00 с перерывом на обед);
2. Моторка по типу такси на 5-8 человек, которая преодолевает достаточно большие водные пространства (широкая река или морской залив);
3. Катер, который может перевезти на другой берег больше десяти человек (в том числе, несколько бисигринов с велосипедами);
4. Паром, берущий на борт всех желающих.
В большинстве случаев мы переправлялись на катерах или моторках. Это безопасно, быстро и интересно.
Стоимость переправы
Любая перевозка через водное препятствие оплачивается. И никаких скидок пилигримам Сантьяго. Если это официальная переправа, то цена фиксированная. Но она может меняться с течением времени. Например, в 2015 году на 1 этапе Камино Норте от Ируна переправа в Pasaia через неширокий залив стоила 0.7 Евро, а в 2023 году – 1.1 Евро.
Если же это местный житель «соизволил» переправить паломников в не сезон, когда нет никаких вариантов, то стоимость может быть завышена. Но – до разумных пределов. Например, в ноябре 2023 года мы шли по Португальскому Пути в обратную сторону. В течение последних 2х недель шли сильные дожди. Нам надо было переправляться через широкую реку, которая является границей Испании и Португалии. В это время года официальный перевозчик уже не работает, а частные перевозчики со стороны Португалии отказались нас перевозить (их лодки затопило после ливня). Оспитальеро в альберге порекомендовал телефон своего друга (он перевозчик со стороны Испании). Когда мы ему позвонили (а это было воскресенье), он далеко не сразу согласился приехать. По телефону он «заломил» по 8 Евро с пилигримов и по 10 Евро с бисигринов (соответственно, по 3 и 5 Евро, если бы была возможность переправиться на пароме), и приехал к нам, только получив подтверждение, что мы готовы оплачивать переправу. В любом случае, мы его благодарили за то, что он - единственный, кто в этот день переправлял пилигримов через реку. Мы заплатили 16 Евро на двоих (наши попутчики бисигрины-немцы заплатили 20), но сэкономили время и свои силы.
Кстати, в этот же день на португальской стороне у идущих нам навстречу пилигримов (тех, что идут в сторону Сантьяго), скорее всего, были проблемы с переправой. Мы делились со всеми встречными паломниками номером телефона испанца (преодолевая языковой барьер, пытались объяснить ситуацию с затопленными лодками и, порой, это было очень забавно), но как у них получилось – неизвестно. Испанец, заработав 36 Евро, мог вернуться домой, чтобы продолжать отдыхать, а с португальской стороны никакой возможности для переправы в этот день не было.
Плюсы переправы
Любая вода – это хорошо. Особенно в жаркий день. Как приятно, пройдя 15-20 км, скинуть с плеч рюкзак, сесть в лодку или катер, вытянуть ноги и с ветерком промчаться по водной глади. Пусть и небольшой по времени отдых, но любая переправа на Пути Сантьяго – это замечательно.
И не забываем: переправа на Пути Сантьяго – это расстояние, которое входит в общее количество километров этапа. Даже минус 1-2 километра из необходимых 25-ти или 30-ти – это тоже приятно.
Еще один плюс – возможность поставить печать в креденсиаль. У мелких лодочников этого сделать нельзя, но у официальных перевозчиков (катер или паром) есть sello. И большинство пилигримов и бисигринов используют эту возможность, доставая креденсиали из рюкзаков. Например, печать ставят на катере в Сантонью на Северном Пути.
Переправы на Пути Сантьяго могут стать существенным (а порой непреодолимым) препятствием для пилигрима в некоторые периоды года или на фоне природных катаклизмов. В этих ситуациях придется соглашаться на условия местных жителей, осуществляющих переправу, или искать ближайший мост, который может находиться порой в десятках километров от маршрута Камино Сантьяго. Ну, или искать жилье на берегу, надеясь на то, что завтра переправа состоится.