Чат-боты умеют всё. Или почти. Но сначала немного ликбеза.
Проблемы, которые можно решить с помощью чат-ботов, делятся на два больших класса:
1) Коммуникации в интернете.
2) Прикладные задачи.
Все они, как правило, требуют хранилища данных. Для задач первого класса это — системы управления взаимоотношениями с клиентами или
CRM (Customer Relationship Management)
Клиентами считаются все внешние агенты: покупатели, посетители, партнёры, поставщики (для них имеется также отдельный функционал). Все те, у кого есть контактные и персонифицированные данные и информация о документах, переписке, которыми обмениваются контрагенты. Понятно, что клиентами могут быть как физические, так и юридические лица. Для этого класса может возникнуть необходимость и в прочей информации, которая, как правило, хранится в других базах данных БД. Для доступа к ней необходима интеграция с такими БД.
Для задач 2-го класса, обычно, надобность в CRM-системах минимальная или отсутствует вовсе. Зато интеграция с прочими БД очень нужна.
Чат-боты, как новый пользовательский интерфейс, применяются для решения проблем обоих классов.
Инструменты, на которых собираются чат-боты, представляют собой либо конструкторы, либо приложения, написанные на каком-то языке программирования.
Чат-боты, созданные на конструкторах, применяются исключительно для задач 1-го класса, т. е., тех, которые связаны с покупателями.
Итак,
Что умеют делать чат-боты, сделанные на конструкторах
Типичные задачи (функции), которые решают чат-боты, созданные на конструкторах
- Ознакомительные (цепочки текстовой и визуальной информации):
— Услуги и товары (продукты).
— Презентации нишевых специалистов и экспертов, с подробным рассказом и показом их продуктов.
— Специализированные кейсы. например: демонстрация (в режиме карусели) доступных размеров, материалов, цветов (для одежды или обуви).
— Автопоказ позиций ассортимента, с картинками и описаниями — актуально для большой номенклатуры.
- Ответы на ЧАВО, а также информирование о компании
- Автоворонки для записи на вебинары
- Автоворонки прямых продаж:
— Курсов (инфобизнес, онлайн-школы) — чаще всего.
— Товаров и услуг
- Мини-лендинги (маленькие сайты-одностраничники внутри чат-бота)
- Выдача лидмагнитов (например, за подписку или регистрацию)
- Отправка файлов
- Приём оплаты
- Сегментирование аудитории (присвоение меток сегментов)
- А / Б тесты
- Проверки (регистрации, оплаты и т. п.)
- Опросы клиентов, анкетирование, тестирование, квизы
- Поздравления с особыми датами (дни рождения, праздники, юбилейные даты)
- Боты-напоминальщики (о датах и времени)
- Информирование об акциях компании
- Модерирование чатов и форумов
— Отслеживание недопустимой лексики или спама (большое количество ссылок). С возможностью приостановки, бана или даже удаления участника-нарушителя.
- Запись клиента на услугу (процедуру) — см. следующий раздел
Отметим, что упомянутые выше функции могут комбинироваться для разного рода задач. Например, для записи на вебинары уместны следующие:
— информирование о продукте (теме)
— ознакомление с экспертом, его проводящим
— запись на мероприятие
— принятие и проверка оплаты (если применимо)
— шаги напоминания о вебинаре ДО его начала
— информация ПОСЛЕ вебинара, с возможностью скачивания записи трансляции или раздаточных файлов (если применимо)
— информация рекламного характера ПОСЛЕ мероприятия: о будущих событиях или имеющихся продуктах (допродажи)
Что чат-боты на конструкторах делают не очень хорошо или откровенно плохо
1) Интеграция с базами данных
Некоторые конструкторы имеют встроенные CRM-систему. А также могут интегрироваться с прочими приложениями. Например, с amoCRM. Возможность интеграции с другими БД практически отсутствует. Т. е. задачи 2-го класса на таких чат-ботах сделать почти не реально. Оно и понятно. Прикладные задачи могут потребовать разных исходных данных, которые находятся в отдельных БД, с разной структурой. Всё это универсально настроить не получится, если заранее не знать, откуда и как будет приходить информация.
2) Работа с таблицами Google Sheets
Трудно считать полноценной интеграцией только соединение с Google таблицей, с возможностью чтения/записи одного поля или строки. Реальные задачи могут потребовать данные с разных диапазонов ячеек из разных листов таблицы. Что в существующих конструкторах либо очень муторно, либо вообще невозможно настроить.
3) Использование календарей, запись на приём
Возможности работать с календарями (например, от Google) не существует. А это очень важно для автоматизации записи клиентов на услугу (процедуру) для, наверное, самого массового типа бизнеса.
Важность автоматической онлайн записи для салонов красоты, парикмахерских, малых частных клиник
Есть ряд бизнесов, особенно некрупных (парикмахерские, салоны красоты, маленькие медицинские клиники, прочие поставщики услуг), для которых онлайн автоматизация записи на приём является главным фактором повышения эффективности и прибыльности, ожидаемого от внедрения чат-ботов.
Что из себя представляет запись на услугу
В реальности запись на приём в чат-ботах, сделанных на конструкторах, выглядит следующим образом.
Сначала просто идёт анкетирование (сбор пожеланий) клиента: куда, на что (к кому), на какую дату и время он хочет записаться . А затем вся эта информация просто отсылается администратору. Или клиенту передаются координаты для связи: звоните, пишите.
Что салоны красоты и малые клиники (не) получают от внедрения чат-ботов
Понятно, что при неизвестной загрузке по времени этого самого распорядителя, о записи онлайн речи не идёт. А ведь для автоматизации множества малых бизнесов, таких, как парикмахерские, салоны красоты, малые частные клиники именно автоматическая онлайн запись является главной причиной внедрения чат-ботов.
Отсутствие полноценной записи фактически сводит к нулю ценность чат-ботов для таких фирм. А ведь количество салонов красоты и парикмахерских среди всех возможных малых бизнесов, наверное, самое большое среди всех.
Самые разрекламированные компании-владельцы конструкторов, как большое достижение демонстрируют следующую процедуру записи на приём.
Вот создаём инлайн кнопку с нужной датой и временем. Потом — следующую кнопку с другими данными. Потом ещё. А вот если на какую-то дату была сделана запись, то кнопку, отвечающую за это время, нужно удалить? А делается это просто! Создаем одну переменную, другую. Вот эту удаляем. Так просто! Т. е. фактически проблему предлагают решать созданием по кнопке для каждого момента времени каждого дня для конкретного специалиста? С последующей заморочкой по удалению уже зарезервированных периодов/кнопок.
И вот такое отсутствие гибкости и жёсткое программирование каждого времени приёма подаётся как великое достижение! Создаётся видимость функционала онлайн регистрации.
Поэтому большинство салонов красоты и парикмахерских просто вынуждены заказывать запись на приём как отдельный сервис у некоторых компаний. Который, мало того, что не интегрируется в бот. За него, возможно, нужно ещё отдельно и ежемесячно платить.
Есть ли выход?
В следующей статье показано, как с помощью Питона (Python) решается задача автоматической онлайн записи на услугу в малую частную клинику. С решением тех проблем, которые встают перед чат-ботами на конструкторах, озвученные выше.
Начало темы чат-ботов здесь ==>>
PS.
Если кликнуть по названию канала, то увидите другие статьи. Можно выбрать еще что-то интересное для себя. А для просмотра будущих статей и поддержки автора — лучше вообще подписаться.
Имеется также постоянно обновляемый гид-путеводитель по статьям канала.
#chatbot #чатботы #питон #python #crm #googleshets #интеграция #малыйбизнес #салонкрасоты #парикмахерская #клиника #записьнаприем #записьнауслугу #записьнапроцедуру #записьклиента