Введение
На примере малой частной клиники рассказывается об онлайн записи на приём с помощью чат-бота, интегрированного с Google-таблицей, с применением языка программирования Питон (Python).
Телеграм стал основной площадкой для малого (и не только) бизнеса для презентации (и продажи) своих услуг и продуктов.
А чат-боты стали основным интерфейсом и средством коммуникации бизнеса с потенциальной клиентурой.
О том, что такое чат-боты и что они могут предложить бизнесу вообще, я писал
и здесь
Чат-боты, даже собранные на конструкторах, могут очень многое. Однако, им не хватает полноценной интеграции с базами данных БД и онлайн записи на приём, консультации и услуги.
БД необходима для хранения, ведения и обработки информации о собственных услугах и продуктах, о клиентуре. Но стандартные БД уже предполагают сильную финансово затратную зависимость от программной реализации.
Применение языка программирования Питон (Python) позволяет достаточно успешно решить встающие перед малым бизнесом проблемы.
Что сегодня характерно для малого бизнеса в сфере услуг?
- Многие решают информационные проблемы при помощи ведения Excel таблиц.
- Количество специалистов в штате невелико. Часто они работают по совместительству в других местах.
- Число предоставляемых услуг также небольшое.
- Количестве рабочих кабинетов (если необходимо) ограничено. может быть несколько специалистов, оказывающих одинаковую услугу.
- Для бизнесов, требующих предварительной записи:
— салонов красоты (парикмахерских)
— малых частных (и не только) клиник
необходим сбор от сотрудников графиков их работы. Которые затем необходимо свести в единый график доступности услуг, разбитый по дням и часам. Обычно это делается в Excel вручную.
6. Информирование клиентов о времени возможного предоставления услуг требует ручного поиска свободных окон и самой записи.
7. Время записи ограничено рабочими часами бизнеса.
Как решается проблема с записью на услугу?
Не буду рассматривать попытки автоматизации такого функционала с помощью чат-ботов, сделанных на конструкторах.
Часть бизнесов используют для записи сторонние сервисы. Это не всем нравится:
— постоянная зависимость (часто не бесплатная) от таких сервисов;
— не всегда удобный и функциональный интерфейс, изменить который самим нельзя;
— сильно ограниченная (даже если есть) возможность дальнейшего использования данных по отработанному времени для анализа и будущего планирования.
Можно ли предложить что-то иное?
Напрашивается компромиссный вариант: в качестве базы данных использовать Google таблицы для сбора графиков сотрудников. А для автоматической 24/7 самозаписи клиентов использовать чат-бот, написанный на Питоне.
Пример реализации чат-бота с записью на приём
Рассмотрим пример для частной медицинской клиники, с минимальным работающим набором опций. Который можно увидеть на первом рабочем экране.
Чисто ознакомительные опции (Информация о Центре, Акции и специальные предложения) комментировать не буду. Остановлюсь на более интересных функционально.
Наши врачи
Презентация специалистов, работающих в клинике: фотография, специализация, образование, опыт работы, основные направления специализации.
Задать вопрос
Вроде бы, очень простой функционал. Предложить задать вопрос и записать его в таблицу. Но он легко расширяется до более значимого:
— В Телеграме чат-бот отправляет текст вопроса сотруднику, отвечающему за связи с клиентами.
— Сотрудник пишет ответ чат-боту. При этом он может быть где угодно и отвечать по мобильному.
— Полученный ответ чат-бот тут же отправляет через Телеграм клиенту. (При записи клиента есть возможность получить и его Телеграм-ник, и адрес).
Очень оперативно. Быстрый ответ повышает авторитет клиники. Думаю, клиенты это оценят.
Из таких вопросов можно создать список частых вопросов ЧАВО. И это, наверняка, подскажет идеи по улучшению работы самой клиники.
Запись на приём в клинику
Самый интересный и полезный функционал.
Вначале интересующийся клиент получает список всех возможных услуг, сервисов, процедур. Т. к. здесь описан минимальный вариант функциональности, предполагается, что цена на каждую услугу зафиксирована и здесь не показана.
После выбора услуги можно указать желаемую дату приёма.
Показывается календарь: текущая неделя и 2 последующие (можно изменять). Дни в прошлых периодах недоступны для выбора. Чат-бот сам ищет дни с ещё открытой записью на выбранную услугу и информирует о них. Не нужно тыкать по всем дням в поисках.
После выбора дня появляется список временных интервалов, доступных для записи на выбранный день.
После этого чат-бот показывает сделанный выбор, подтягивая при этом имя и специализацию врача.
Клиент может сохранить выбор или продолжить искать другие варианты. При сохранении чат-бот создает CSV-файл и делает отметку в Google Sheets.
Таблица позволяет многопользовательскую работу. Поэтому другой клиент уже не увидит зарезервированную комбинацию (день + время) среди предлагаемых для записи вариантов.
Данный минимальный набор функциональности не предполагает сбора персональных данных, кроме тех, которые клиент уже сам предоставил Телеграму (ник, адрес и пр.).
Пока в стадии принятия решения необходимость запроса более персонифицированной информации (имени и номера телефона). Во всяком случае, чисто анонимная запись сохранится.
А постоянные клиенты, предоставившие данные, смогут отменять запись в самом чат-боте. Кроме того, по их желанию, они будут получать информацию о новостях и акциях клиники.
Некоторые комментарии
Чат-бот на Python (Питон), с Google Sheets интеграцией позволяет решить основную задачу для малых бизнесов типа частных клиник, салонов красоты, парикмахерских, некоторых частных репетиторов. Задачу самостоятельной 24/7 записи клиента на приём (услугу).
Чем ещё хороша Google-таблица, помимо возможности сохранять вопросы клиентов?
В таблице можно собирать графики работ сотрудников.
В ней же находится вычисляемый лист доступности услуг по датам и времени. Именно он импортируется в сам чат-бот. При минимальном количестве сотрудников его легко можно вводить просто руками.
Таблица может служить базой данных для мини HR. Вплоть до анализа загрузки сотрудников как в прошлом, так и в будущем. А при доработке — даже для простейшего расчета зарплаты.
Обеспечивается полный контроль над информацией общения с клиентами. Функциональность чат-бота можно легко расширить. Может, даже превратить в мини CRM систему.
При этом сотрудник, отвечающий за ведение таблицы, может сам изменять находящуюся в ней информации (рамки авторизации обсуждаемы). А чат-бот будет автоматически подтягивать в систему то, что ему нужно. После получения рабочей конфигурации для клиники зависимость от программиста-разработчика станет минимальной.
Питон (Python) прекрасно справляется с задачей работы с календарями. Стандартный Google Calendar очень неудобен. Ведь чем больше в функционал добавлено универсальности, тем более громоздкими, неповоротливыми и сложными в настройке являются приложения. Некоторые для своего применения ещё требуют и секретный ключ авторизации для API. А для большинства прикладных задач часто нужна лишь малая часть функционала.
А собственный календарь на Питоне (Python) можно легко изменять в нужную сторону. Например, расширить или сузить временные рамки выбора услуги.
ИТОГО
Помимо:
— экономии на найме лишних сотрудников, отвечающий за информирование клиентов и записи их на приём
— освобождения от лишней нагрузки действующих работников
— повышения лояльности клиентуры
— получения информации о рабочем времени сотрудников
немаловажно, что:
Использование Питона (Python) для создания простого в использовании чат-бота с автоматической записью на услугу устранит:
— ежемесячную оплату за конструктора ботов;
— неудобства, связанные с привлечением сторонних сервисов для записи на приём.
Наверняка, такой функционал окажется полезным не только для малых клиник и салонов красоты. Например, для некоторых частных репетиторов.
PS.
Если кликнуть по названию канала, то увидите другие статьи. Можно выбрать еще что-то интересное для себя. А для просмотра будущих статей и поддержки автора — лучше вообще подписаться.
Имеется также постоянно обновляемый гид-путеводитель по статьям канала.
#chatbot #чатботы #питон #python #crm #googleshets #интеграция #малыйбизнес #салонкрасоты #парикмахерская #клиника #записьнаприем #записьнауслугу #записьнапроцедуру #записьклиента