Найти в Дзене

Морская авиация

Картинка из свободных источников. Самолет И. И. Сикорского С-10А на поплавках (1913 г.)
Картинка из свободных источников. Самолет И. И. Сикорского С-10А на поплавках (1913 г.)

К началу Первой мировой войны авиационная база России была крайне слаба. Самолетов и моторов отечественных конструкторов, которые могли быть запущены в серию и поступить в войска, не было. На российских заводах строили самолеты иностранных марок. Таким образом, появился гидросамолет Farman ХХII. И. Сикорский с участием лейтенанта Г. Лаврова в 1914 году разработал гидросамолет, но серийно он не строился.

Картинка из свободных источников. Farman XXII
Картинка из свободных источников. Farman XXII

Самолет представлял собой биплан с двигателем, расположенным сзади передней части фюзеляжа. Задняя часть фюзеляжа — решетчатая конструкция. Экипаж — два человека. Силовая установка — звездообразный двигатель Gnôme Monosoupape мощностью 75 кВ.

Свой вклад в развитие морской авиации внесли русские, советские конструкторы. До Великой Октябрьской ботали Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, И. И. Сикорский. Уже в феврале 1914 года был построен первый моноплан, самолет-амфибия Я. М. Гаккеля.

И. И. Сикорский создал первый гидросамолет С-10А в 1913 году. С этого времени, вплоть до 1942 года, постоянно появлялись современные самолеты на поплавках и летающие лодки, главным образом — не военного предназначения.

Громадное значение в деле развития отечественного морского авиастроения сыграли работы Д. П. Григоровича. Его самолеты М строились в течение длительного времени и успешно эксплуатировались. В июне 1929 года В. Б. Шавров построил легкий самолет-амфибию Ш-2. Этот самолет-полутораплан широко использовался в труднодоступных районах

В 1930—1931 годах Г. М. Бериев создал летающую лодку МБР-2 (морской ближний разведчик). Он ряд лет стоял на вооружении в ВВС Красной Армии. В начале Великой Отечественной войны также принимал участие. Всего было выпущено до 1942 года 1300 самолетов МБР-2. Самолет МБР-2 был в строю не только до дня Победы над Германией, но участвовал также в войне с Японией. А. Н. Туполев в 1931 году создал гидросамолет МДР-2 (АНТ-8), это был надежный цельнометаллический самолет. В 1933 году И. В. Четвериков построил самолет-амфибию ОСГА-101.

Картинка из свободных источников. Самолет МБР-2
Картинка из свободных источников. Самолет МБР-2

В 1934 году А. Н. Туполев выпустил тяжелый шестимоторный гидросамолет МК-1 (морской крейсер), второе название — АНТ-22. Устанавливались моторы АМ-34. Самолет имел мощное стрелковое вооружение — две пушки, шесть пулеметов. В 1936 году на самолете был установлен международный рекорд грузоподъемности — 10 000 кг было поднято на высоту 1942 м (летчик Т. В. Рябенко).

В 1937 году прошел испытание четырехмоторный самолет-амфибия конструкции А. Н. Туполева МТБ-2 (АНТ-44). Самолет строился как разведчик и бомбардировщик. Он применялся во время Великой Отечественной войны.

В 1935 году советский авиаконструктор итальянского происхождения Р. Л. Бартини создал двухмоторный гидросамолет ДАР (дальний арктический разведчик).

Картинка из свободных источников. Р. Л. Бартини
Картинка из свободных источников. Р. Л. Бартини

В 1934 году Г. М. Бериев создал гидросамолеты МП-1, МП-1 бис на основе военного МБР-2. На этом самолете летчица П. Д. Осипенко в 1937 году установила три международных рекорда. В том же году еще одна знаменитая летчица В. С. Гризодубова совершила рекордный полет на МП-1. В 1938 году летчицы М. М. Раскова, П. Д. Осипенко, В. Ф. Ломако на гидросамолете МП-1 совершили беспосадочный перелет по маршруту: Севастополь — Киев — Новгород — Архангельск (2371,99 км).

В более поздние годы Г. М. Бериев создал еще ряд гидросамолетов, которые строились сериями: Бе-4 (КОР-2), знаменитый Бе-6, цельнометаллическая амфибия Бе-4 (1947 г.), Бе-10 с двумя реактивными двигателями А. М. Люльки АЛ-7ПБ, двухмоторный Бе-12, Бе-30.

Картинка из свободных источников. Летающая лодка М-15
Картинка из свободных источников. Летающая лодка М-15

Картинка из свободных источников. Самолет-амфибия МТБ-2 (АНТ-44)
Картинка из свободных источников. Самолет-амфибия МТБ-2 (АНТ-44)
Картинка из свободных источников. Гидросамолет Бе-6 (1949 г.)
Картинка из свободных источников. Гидросамолет Бе-6 (1949 г.)

Поддержите канал – поставьте лайк.

Шутки всех времен
Интересные факты, события, люди.20 апреля 2024