Друзья, на самом деле, вернее было бы написать «в школе должно быть как комфортно, так и некомфортно, смотря какой аспект мы имеем в виду» или «в школе не должно быть только комфортно, как в розовой вате». Но Дзен не любит длинные заголовки.
Идея этой публикации пришла после прошлой статьи, где мы вместе с читателями рассуждали про тренд ожидания роли няньки от «хорошей» школы, о том, что наблюдается некий перекос в том, что семьи зачастую ждут, что внешний мир будет абсолютно розовым единорогом для их ребёнка. Самое грустное – это отражается на том, как ребёнок усваивает и присваивает знания, часто в этой гонке за комфортом остаётся только вариант зазубривания кем-то разжёванных и переваренных знаний, своеобразный second hand знаний, без пропускания через собственный процесс познания. В итоге ребёнок, с учётом новой реальности, где дети почти не гуляют свободно, нет дворовой культуры, мало неконтролируемой игры, недополучает важные навыки самостоятельности и агентской позиции в обучении и в жизни.
Так вот, уже по ходу чтения ваших комментариев я поняла, что стоит всё-таки уточнить, что я не согласна с любым дискомфортом в школе. Есть травмы, которые можно получить в детском коллективе, и которые совершенно не нужны для здоровой психики. Как говорится, зачем нам сломанная в двух местах ножка, а потом сращённая с помощью гипса и физиотерапии? Лучше своя здоровая от рождения ножка. Также и с психикой, лучше уж свою здоровую, доставшуюся от рождения, а не залатанную часами психотерапии в 30-40-50 лет.
Я другой дискомфорт имею в виду, когда говорю, что не всё в школе должно быть комфортно. Опираясь на то, что я знаю про мозг, про то, как он учится, про когнитивную сферу, я выступаю за то, чтобы само получение и присвоение знаний не было похоже на розовую сладкую вату. Так просто не бывает. Всё, что мозгу нужно, чтобы быть в форме и в красоте мыслительных процессов, требует усилий и некой доли дискомфорта. Как, собственно, и здоровое, в меру красивое тело.
В общем, я решила поделиться своим субъективным мнением про то, какой дискомфорт в обучении я готова принять и приветствовать, а какой считаю неценным и даже вредным. Не претендую на истину. Это лишь моё мнение, которое я соблюдаю со своими детьми и старалась, насколько могла, обеспечить своим ученикам, когда активно преподавала в школе.
Школьный дискомфорт, который я не допускаю
Травля
Здесь даже не буду особо комментировать. Пишу об этом много на канале. Травля приносит только травму. Точка.
Невзрослый взрослый
Здесь не только все вариации выгоревшего взрослого. Здесь также взрослый (учитель, завуч, преподающий директор, вожатый, воспитатель, любой взрослый, управляющий детским коллективом), который обижается, жалуется вместо того, чтобы выстраивать авторитет, ждёт, что его будут уважать, потому что Президент подпишет об этом специальный указ. Сюда же взрослый, который коммуницирует через оскорбления, который способен на месть. И также сюда взрослый, который всегда видит проблему только в детях, во внешних обстоятельствах, но не умеет заглянуть в себя и свои профессиональные навыки.
Неграмотное оценивание
В массе своей в школе, к сожалению, оно именно такое. Учителя часто и сами говорят: «Оценки – это зло». Но стоит уточнить. Не оценки – это зло, а неграмотное оценивание. Это когда нет критериев или они есть, но известны только учителю, детям неизвестны. Также вредна отметка без качественной обратной связи, когда есть цифра / балл / тучка / солнышко / стикер за работу или четверть, но нет никакого пояснения, за что, почему и что с этим делать дальше.
Плохая еда
Я в основном про еду, вредную для мозга, что сегодня в РФ по ГОСТу скорее невозможно, а вот в Англии, например, запросто. Но я бы ещё добавила сюда и невкусную еду. Вспоминаю еду в муниципальной школе, когда сын там учился 5 лет назад. Капуста в разных видах. Капуста в супе (именно большая часть супа - капуста), капуста в пюре, в салате, в пирожках. Причём с привкусом кислой капусты. Сын предпочитал не есть вообще, в итоге собирали перекусы с собой. Дети довольно часто предпочтут ходить голодные до прихода домой, но не есть невкусное, а это опять вредно для мозга. Я против. Пусть наслаждаются едой в школе.
Физический дискомфорт
Когда в классе много сидят, скрючившись, нет движения из урока в урок. Ещё я против плохих уроков физкультуры, когда «Так, тех, кто готовится к соревнованиям, я забираю, а вы можете посидеть на лавочке, если не хотите, четвёрки выставлю». Я за то, чтобы наоборот, уроки физкультуры были качественными и серьёзными с реальной отработкой физических навыков и спортивной грамотности (это как в IB-школах, например, когда детей учат не только бегать и прыгать, но высчитывать КБЖУ, составлять белковое меню и так далее).
Криво организованная инклюзия
Ну собственно, она сейчас законодательно почти вся криво организована в массовой школе. Когда учитель совсем не обязательно сертифицирован для работы с детьми с особенностями, когда по закону таких детей в классе может быть 3. А главное - когда родители имеют право скрыть от школы диагноз, по факту их может быть в классе все 10-15 на 35 детей. И при этом часто нет никакого тьютора. Либо не положен, либо потому что родители не признают диагноз, либо признают, но специалиста физически нет или нет хорошего. Это мешает и самому ученику с особенностями и остальным детям. К тому же страдает, выгорает учитель. Именно от такого инклюзивного мальчика-агрессора, сумевшего сколотить не менее агрессивную свиту, пострадал мой сын в 1 и 2 классах. И не только мой сын. Какая уж там учёба? Мальчика не виню до сих пор, виню систему.
Школьный дискомфорт, который я допускаю
Знания, которые нужно добыть и присвоить
Да, именно так. Я не про лозунг «учиться должно быть трудно». Нет, совсем необязательно. Когда тебе страшно интересно, ты не чувствуешь, что пашешь. И тем не менее обучение, которое действительно заставляет мозги шевелиться – не может быть настолько релаксирующим и приятным, что ты не помнишь, где ты, в школе или в СПА-салоне. Я за то, чтобы урок был выстроен так, чтобы получались думающие дети. А это не предполагает комфорт для умственной деятельности. Для получения и присвоения знаний требуется пробовать, задаваться вопросами, рассуждать, спорить, ошибаться, выпачкаться, намокнуть, исписать тонну вариантов текста, прорешать километры скучных примеров. Добыть и присвоить знания – это когда для освоения фундаментальных знаний требуется проделать кучу рутинной (порой скучной) работы, а для расширения знаний нуден не учитель, который всё разжевал и вложил в рот (мозг такие знания не присваивает), а когда тебе дали, например, проект, а для его выполнения тебе нужно кучу всего самому найти и узнать. У моего сына последние 3 года в IB-школе именно такой подход, и он первое время реально страдал: «Мам, ну раньше перед нами учитель вставал и всё рассказывал. Мы знали, что надо учить от сих до сих. А тут ещё найти надо, применить, доказать, что ты нашёл релевантную информацию, валидные источники. Это сложнее, напрягаться больше надо». Что-то подобное описано в книге «Я хочу в школу». Ленивому мозгу, привыкшему к зубрёжке, это непросто.
Грамотное оценивание
Не надо страшиться двоек и троек и воспринимать их как трагедию, наказание или травму. Правда, при условии, что оценивание выстроено в школе грамотно: чётко разделено формирующее (развивающее) и итоговое оценивание, есть критерии, а учитель умеет давать качественную обратную связь. В таких условиях любая отметка – это лишь показатель, где я сейчас, что я "ещё не". И да, это может быть некомфортно и неприятно, мозг неминуемо фрустрируется, когда видит, что есть что-то, чего он ещё не знает. Но это полезная фрустрация, ведь дальше мы думаем, как пробел восполнить.
«Сталкивание» с последствиями
Да, это полезно. Столкнуться с последствиями своих решений, выборов, поступков, но при условии, что ты сразу не в наказание сваливаешься и осуждение, а рядом есть мудрый взрослый, который помогает этот опыт отрефлексировать, сделать выводы.
Признание ошибок
Почему родители в детском саду делают за детей поделки? Почему сидят с первого класса рядом с домашкой? Потому что «а если он ошибётся?» Чаще всего за ошибку мы ожидаем «по шапке» и это неверно. Ошибок не надо сторониться и бояться. И "по шапке" тоже не надо. Мне нравятся школы, где семья не в курсе, что ребёнку задано и когда у него контрольная. У сына так последние 3 года. Как только он ушёл в IB-систему, на вопрос «Что я могу сделать, чтобы помочь своему ребёнку», я, к счастью, слышу от школы: «Не делайте лучше ничего. Не лезьте. Он должен сам знать свой план, знать, когда у него тест, что ему задали и какие у него долги. Если вы будете контролировать его домашку, для нас это минус, значит, мы не справились в развитии его самостоятельности и ответственности». Пусть ошибается и учится на этом. Вот такой подход - это для меня, иначе непонятно, кто учится, я или сын. Помню, когда поступали в первый класс рейтинговой государственной московской школы, первое, что нам, родителям, сказали на собрании, было: «Как хотите, можете увольняться, можете нанять гувернанток, но имейте ввиду, программа сложная, она не рассчитана на то, чтобы усвоить в школе, многое уходит на дом. Это ваша ответственность. Требования тоже высочайшие. Со второго класса начнутся отметки, за исправления снижаем, лучше не ошибаться, следите за этим». Так отвыкла от этого, сейчас кажется дикостью.
Конфликты
Помним, что травля и конфликты – разные вещи. Я против травли, но совершенно не считаю, что среду надо полностью обеззаразить и сделать бесконфликтной. За свою жизнь я училась конфликтологии 3 раза, дважды в России, один раз у западного конфликтолога. Каждый раз это обучение начиналось с «Не надо избегать конфликтов, конфликт – это полезно, он даёт развитие. При условии, что вы умеете его конструктивно разрешать. А для этого есть алгоритмы». Так вот, конфликты в школьной жизни были, есть и будут и не надо их избегать. Только опять же рядом нужен мудрый взрослый, который покажет, как их разбирать, как проводить исследование ситуации, как искать решения и как договариваться. Это навык, такой же как навык чтения. Как только ребёнок освоил и усвоил, он читает / разруливает конфликты сам.
Качественно организованная инклюзия
Условно это тоже конфликт. За пространство, за один воздух, которым мы дышим в классе, за внимание учителя. Да, круто, когда вокруг сплошные идеальные люди с суперосознанностью и суперконтролем, но в реальной жизни так нет у меня и так не будет у моих детей. Поэтому для нашей семьи нормально, если в классе могут быть разные дети, не совпадающие со стандартам идеальности моего ребёнка и моей семьи. Могут быть нейроотличные, со странностями поведения. И дальше во взрослой жизни они будут. При условии, что в школе адекватно выстроена тьюторская поддержка ментально сохранных детей с особенностями и качественная (не криво организованная, как мы привыкли в массовой школе, а именно качественная) инклюзия, и тут передо мной пример двух хороших школ сына. Я только приветствую в классе наличие таких детей, даже если они шумнее, чем обычно, или стучатся иногда головой об стенку. Оба варианта реально были и есть сейчас в классе у сына. Так уж сильно, чтобы сын не мог учиться, эти дети не мешают, а картину мира при этом расширяют.
А теперь приглашаю вас написать, с каким дискомфортом в школе вы согласны и даже его приветствуете, а с каким нет.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.