Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Герцогство Бретань. Похищение века

Графиню Пентьевр вряд ли могло утешить, что у герцога Бретани е его жены Жанны Французской (дочери Карла VI, уже давно пребывавшего в безумии) первые годы их брака рождались только дочери.

Зато у герцога Жана V было целых три младших брата: Артур, претенциозно именуемый Ричмондом (хотя англичане, обидевшись на бретонцев за их присягу королю Франции давно отобрали у них этот титул, не говоря уже о рентах), Жиль и Ришар. Жиль скончался в 1412 году, но через два года у герцога появился первый сын – Франциск, а в 1418-ом родился и второй – Пьер. С таким солидным запасом наследников по мужской линии (два брата и два сына), в герцогском доме де Дрё, шансы неудачников Блу-Шатильонов на обретение вожделенной герцогской короны уверенно стремились к нулю. А уж с учетом того, что братья герцога просто по возрасту пока еще не были женаты и у них вполне могли появиться собственные сыновья, надеяться Пентьеврам и вовсе было не на что, если только…

Но что за обстановка была в Бретани в условиях Столетней войны, а также распри бургиньонов и арманьяков в самой Франции? Герцога уже с молодых лет заслуженно прозвали Мудрым, ибо сидел он на двух стульях так ловко и вроде бы крепко, что только залюбуешься. Ну, а что еще делать крупному феодалу, как себя вести, если жена у него – дочь короля Франции, а мать вдруг стала английской королевой?

Да, Жанна Наваррская вторым браком вышла за Генриха IV Ланкастера, союз этот был не долгим и детей в нем не появилась. Жаль, еще одна выжившая ветвь Ланкастеров неминуемо добавила бы перцу в будущую войну Роз, а если еще учесть права на трон Наварры (жидковатые, правда, но англичан это бы не смутило), то изменения в истории могли быть значительными. А после смерти второго мужа, Жанна больше замуж не выходила и осталась жить в Англии, как и подобает в нормальных условиях вдовствующей королеве, окруженная почетом и уважением.

Владения Пентьевров - ярко-розовым цветом
Владения Пентьевров - ярко-розовым цветом

Вот и лавировал Жан V между молотом и наковальней. Кроме того, он дружил с бургундцами, а его брат Артур с полного ведома и даже повеления герцога усиленно трудился на благо дела арманьяков. Кстати, об Артуре – в 1415 году он храбро сражается под Азенкуром, на французской стороне, разумеется. Получил тяжелые ранения и умудрился выжить. После битвы Артуру повезло – его узнали и потому не пустили под нож в знаменитой резне англичанами французских пленных, как, например, брата герцога Бургундского. Всё-таки резать сына вдовствующей королевы и сводного, получается, брата своего же короля, как-то уж совсем неправильного.

Так что после излечения с Артура взяли слово и отдали, так сказать, под патронаж королевы, плен его не был слишком обременительным, в отличии от других младших членов династии Капетингов. Да и в очереди на корону Франции де Дрё стояли слишком далеко в отличии от Орлеанцев и Бурбонов, чтобы слишком пристально за ними следить.

Жан V
Жан V

И вот, наконец, загадка века. Уж очень сложно сказать почему Блуа-Шатильоны решились на такой шаг. В феврале 1420 года, герцог вместе со своим братом Ришаром откликнулся на приглашение Маргариты Клиссон и приехал на какое-то празднество в один из замков Пентьевров – Шамптосо. И… был предательски схвачен вместе с Ришаром. Я пока нахожусь в поисках соответствующей литературы по данному вопросу и даже нашел одну неплохую монографию, посвященную как раз Маргарите де Клиссон – увы, автор повествует о делах дочери коннетабля до похищения.

В течении первых веков хронисты возлагали вину за похищение герцога на саму Маргариту и отдавали ей главенствующую роль, но вот уже в XX веке, историки стали склоняться к мнению, что ее степень участия сильно преувеличена. И действительно, одно дело - начало века, когда ее сыновья были маленькими, но уж в 1420 году, они определенно должны были перехватить у матери хотя бы часть управления. Кто знает, может Маргарита вообще пыталась остановить своих неразумных детей, но просто не смогла? Однако, в любом случае - вот чего они хотели добиться?

Пентьевры стали таскать герцога и его брата Ришара из замка в замок, попутно распространив по Бретани слухи о его смерти. Герцога морили голодом и… пытались добиться отречения в пользу Оливье Блуа-Шатильона. Отличный план, тысяча чертей! В нем «гениально» всё, от А до Я. По полочкам. Ну, вот хорошо, отречется Жан, что дальше? Шатильоны, как будто забыли, что Жан IV инициировал коронацию герцогов Бретани в Ренне, подведя систему наследования под неотъемлемость герцогской короны, подобно французской королевской. А это значит, что отречения ни стоят и ломаного денье. Если корона от Бога, то это не она принадлежит герцогу, графу или королю, а они принадлежат короне. И не имеют права ей распоряжаться.

Жан V
Жан V

Даже если исключить эту формулу – как гарантировать соблюдение отречения? Далее – смерть герцога и его брата тоже ничего не дает. У герцога целых два сына, первого из которых герцогиня Жанна тут же коронует в Ренне, да еще и Артур в плену умирать не собирается.

И, наконец, Блуа-Шатильоны, как будто забыли, что герцога в Бретани любят. Герцогиня Жанна тут же сзывает знамена (к ней примкнули все бретонские сеньоры) и один за другим захватывает замки Пентьевров, кольцо сжимается.

А вот теперь о кукловоде. Есть мнение, что Блуа-Шатильоны не сами до такого додумались. Грешат на дофина Карла, который к этому времени давно сбежал из Парижа на юг, где и обретался. Основания есть – насколько я понимаю, речь о письме, в котором дофин поздравлял Пентьевров с захватом герцога Жана. Но насколько подлинно это письмо, если оно вообще существовало и это не очередные козни тех же бургундцев против дофина? Зачем это было нужно последнему сыну Карла Безумного? Считается, что он хотел таким образом свергнуть многовекторного Жана V и поставить на место герцога лояльного ему Оливье Блуа-Шатильона.

Однако, клеится слабо и шито толстыми белыми нитками, на мой взгляд. Решиться на такую авантюру сразу после убийства герцога Бургундии, последствия которого Карл, став королем будет расхлебывать аж до 1435 года? Мог ли он быть таким неосторожным болваном, какие-то советчики у него же были? В любом случае, 8 мая 1420 года появляется другое письмо, в котором дофин велит Пентьеврам немедленно освободить Жана V. Вопрос о участии дофина в этом скользком деле, по моему скромному мнению, остается открытым, вообще, накануне его провозглашения королем и в первые годы правления есть немало загадок.

Освобождение герцога Жана
Освобождение герцога Жана

Как раз 8 мая войска герцогини Бретани осаждают Шамтосо, Маргарите де Клиссон и всем ее сыновьям удалось сбежать, замок пал в конце июня (возможно ошибаюсь в точной дате, она не очень ясна). Плененный герцог и его брат Ришар были освобождены. В сентябре 1420 года Пентьевры были вызваны на суд штатов Бретани в Ванне, но на него они естественно, не явились, благополучно бежав вместе с матерью в свои владения за пределами герцогства. Только один из сыновей Маргариты, самый младший – Гийом сразу после завершения осады и разрушения Шамптосо был выдан своими братьями герцогу в качестве заложника. Долгие 28 лет проведет он в заключении, по сути став единственным из своей семьи, кто расплатился за это злодеяние непосредственно лично.

Так и закончилось это безумное похищение. Что же касается дальнейшей судьбы Блуа-Шатильонов, а также отношений герцога и его братьев с королем Франции, возможно замешанным в авантюре – в продолжении.