Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

В одном бою троих сбил огнем, четвертого — таранил. Как воевал летчик-истребитель Александр Агданцев

Оглавление
Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

В списке советских летчиков, совершивших в годы Великой Отечественной войны воздушные тараны, а их известно 595 человек, и, думается, цифра не окончательная, есть и имя 20-летнего Александра Агданцева:

«Сержант Александр Николаевич Агданцев 11 июля 1943 года на Курской дуге в составе группы истребителей Як-1 вступил в бой с бомбардировщиками «Юнкерс» Ju-87, сопровождаемыми истребителями Bf 109. В ходе боя он сбил 3 самолета противника. Израсходовав все боеприпасы, решил пойти на таран. Ударом правой плоскости по хвостовому оперению он сбил один из «Мессершмиттов».

Что известно о летчике и его подвиге

Летчик-истребитель сержант Александр Агданцев, 1923 года рождения, окончивший военную авиационную школу летчиков в 1943 году, прибыл на фронт в конце июня того же года, и начал воевать в составе 183-го истребительного авиационного полка в небе Курской дуги.

-2

Справочно: в соответствии с Приказом Народного комиссара Обороны Союза СССР от 22 декабря 1940 года, пункт 12, выпускникам летных училищ и школ тогда присваивалось первоначальное воинское звание «сержант».

12. Установить в дальнейшем следующий порядок присвоения военных званий после окончания военно-авиационных училищ и школ:

а) курсантов военно-авиационных училищ и школ летчиков и пилотов после окончания ими годичного срока обучения выпускать военными пилотами с присвоением военного звания «сержант»;

б) курсантов военно-авиационных училищ летчиков-наблюдателей и школ стрелков-бомбардиров после окончания ими годичного срока обучения выпускать стрелками-бомбардирами с присвоением им военного звания «сержант».

Летчик-истребитель сержанте Александр Агданцев с первых же боевых вылетов показал, как отмечали его командиры, образцы смелости, отваги и умения побеждать воздушного врага.

-3

А с началом грандиозной битвы под Курском в воздухе завязались ожесточенные воздушные схватки. Велико было стремление наших летчиков нанести врагу максимальный урон, велико и чувство ответственности за исход воздушного боя, за судьбы своих товарищей.  11 июля 1943 года в воздушном бою  летчик 183-го истребительного авиационного полка  сержант Александр  Агданцев ведя бой на истребителе Як-1 в составе группы, пока не закончились боеприпасы, успел сбить 3 вражеских самолета (2 пикировщика Ju-87 и 1 истребитель Ме-109 из группы сопровождения), а  затем ударом правой плоскости своей машины по хвостовому оперению «мессера»  уничтожил  и его. Сам же Александр Агданцев благополучно приземлился на своем аэродроме. И за этот бой, совершенный им подвиг, командиром полка летчик сержант Александр Николаевич Агданцев был представлен к званию Героя Советского Союза. Но, ожидаемо, степень награды была понижена до ордена Красного Знамени.

-4

Думаю, небезынтересно, что всего же за период Курской битвы 47 самолетов противника были уничтожены таранными ударами наших летчиков. При этом: 15 летчиков благополучно посадили свои машины на аэродромах, 9 воспользовались парашютом, 17 погибли, 2 не вернулись с боевых заданий, судьба их стала известной позже, а судьбы еще 4-х не установлены до сих пор. Вот почему так важна и ныне работа поисковиков, которые своим нелегким трудом, подвижничеством в котлованах, возвращают из небытия имена героев той уже далекой, но незабываемой, народной и священной Великой Отечественной войны.

Победный боевой путь летчика Агданцева

Летчику-истребителю Александру Агданцеву же повезло — он не только совершил подвиг, выжил при таране вражеской машины, но и успешно провоевал до самого конца войны, продолжая увеличивать личный счет сбитых немецких самолетов, и при этом рос в воинских званиях и должностях. Хотя его боевой путь не был усеян розами, война — это далеко не всегда победы…

Так, 2 сентября 1943 года Александр Агданцев был сбит в воздушном бою и ранен в ногу. Он спасся из горящего самолета на парашюте, но сильно обгорел. Около 3-х месяцев лечился в госпитале, затем вернулся в полк и продолжал воевать.

Из представлений к боевым наградам летчика 183-го, ставшего за боевые успехи 150-м гвардейским истребительным полком, Александра Агданцева:

** Прикрывая наземные войска в составе 6 экипажей, заметил 18 немецких самолетов, смело в паре с ведомым пошел в атаку, смелыми действиями и умелым маневром расстроил боевой порядок противника и сбил один самолет врага.

** Смело вступил в бой с численно превосходящим противником. Умело сочетая маневр с огнем сбил один самолет.
 К победному маю 1945 года командир звена 150-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант Александр Николаевич Агданцев совершил более 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 4 самолета противника.

-5

И в заключение

Поэт Евгений Кутышев посвятил советским летчикам, совершившим воздушные тараны, запоминающиеся стихи.

День обычный войны —
Сотни прокручено раз,
Чувство гложет вины,
Было тогда и сейчас.

Солнце слепило глаза,
Пот заливает ручьем,
Грянула с неба «гроза» —
Сбит мой ведомый огнем.

«Фоккеру» срезал он спесь,
Жизнью — ведущего спас,
Но израсходовал весь
Лент пулеметный запас.

Чуя печенкою кровь,
«Гансы» наглеют и прут.
Кинулись сворою псов:
— Русский, сдавайся. Капут!

Ставка: от трех — к одному,
Слышу моторов их вой.
— Сдохну, — кричу, — но порву!
Вызов. Решение. И в бой!..
Жму… — перебито крыло,
Пуст — «на ноле» бензобак,
Скулы от злости свело:
— Врешь! Не отдамся «за так».

«Мертвой петлей» заложил —
Пули стучат в фюзеляж.
Гадов давил и душил…
Тяга! — на полный форсаж.

Облако лопастью рву…
«Мессеры» — «клещи»-капкан.
Нет! — им назло не умру.
В хвост! — захожу на таран.

Немец матерый — не прост,
В «зад» «приголубил» винтом:
— Дуй к праотцам, на погост.
Мечу «козырных» крестом.

Ас из люфтваффе коптит —
В землю врезается фриц.
«ЯКов» мой тоже горит —
Камнем срывается вниз.

Молча прощаемся с ним.
Точка! — окончен полет.
Свыклись, как с братом родным —
Мой фронтовой самолет.

Ртом, задыхаясь в дыму,
Выбил руками «фонарь».
Купол… Упал на траву…
Лучших отдал «на алтарь».

Дальше — туман… Медсанбат…
С орденом, с «Красной Звездой»,
В часть возвращение назад
В наш истребительный строй.

Клятву давал — не простить,
Вечно запомнил тот миг,
Список имен не забыть,
Мстил я за тех, кто погиб.

Завершу же сегодняшний рассказ информацией, что в воздушных боях над Курской дугой совершил также подвиг уроженец Беларуси   Александр Константинович Горовец, который в одном бою сбил 9 немецких самолетов, последнего тоже тараном. Но, возвращаясь на свой аэродром, его поврежденный самолет был атакован 4-мя вражескими истребителями, и Александр Горовец принял свой последний смертный бой…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Автор: Владимир Касьянов