Километрах в 20 от Владикавказа, на стыке предгорий и высоких гор, стоит некогда крупное (400 жит., а было больше 1000), но по-прежнему длинное (со всеми турбазами 6 километров) село Кобань, слившееся из двух аулов. Нижняя Кобань была вотчиной тагаурских алдаров Тулатовых, в 1847 году перебравшихся на плоскость и основавших Беслан, но даже к концу 19 века большинство жителей здесь оставались мусульманами.
Верхнюю Кобань основали алдары Кануковы, но их крестьяне в большинстве своём ушли на плоскость, потомки - эмигрировали в Турцию, а на их место перебрались осетины-христиане из Трусовского ущелья. Центр нынешнего села - именно Верхняя Кобань:
Главные достопримечательности Кобани скрыты в земле или выставлены в залах музея во Владикавказе, специально для них и основанного в 1893 году. В 1869 году здесь был найден богатейший могильник возрастом от 2,5 до 3,5 тысяч лет. Люди, жившие тогда у подножья Кавказа по обе его стороны примерно от Чечни до Сванетии, были примерно такими:
Кобанцы жили оседло и не слишком высоко - Земля тогда была ещё слишком малолюдна, чтобы уходить от натиска более успешных народов в голодные горы. Они не строили крепостей, предпочитая находить площадки над речными обрывами и вписывать туда свои сёла из плотно грудившихся вокруг площади турлучных хижин с непременными очагами.
У рек кобанцы растили пшеницу нескольких сортов, ячмень и просо, в сёлах держали свиней на мясо, в горы гоняли баранов (больше на шерсть) и коров (больше на молоко), и конечно - лошадей, на которых ездили и даже запрягали в боевые колесницы. А ещё - буквально молились на них: кобанские могилы безошибочно опознаются по скелетам коней в полной сбруе:
К сёлам примыкали целые кварталы мастерских. Самых разных, например гончарных, но всё же главное, чем кобанцы отметились в истории - это металлургия.
Кавказ богат полиметаллической рудой, из которой люди давно наловчились извлекать медь, а примеси вроде цинка, олова или сурьмы позволяли ковать и лить исключительно качественные вещи:
Обезопасив себя надёжным оружием, можно было подумать и о красоте: символ кобанской культуры - бесчисленные металлические украшения вроде бляшек или статуэток. Которые они весьма обильно клали в могилы, видимо готовя усопшего, аккуратно положенного на бок в позу эмбриона, к полноценной и богатой жизни на той стороне. Каким богам кобанцы молились - теперь никто не даст ответ, но их духовный мир был явно сложным и богатым:
Не известно то, на каком языке говорили кобанцы. Генетический анализ показал, что от Сванетии до Чечни им родственны все народы, но ни один - до прямой преемственности. Однако разве видано такое на Кавказе?! Беда его жителей в том, что почти всё кавказское наследие - продукт совместного творчества и культурного обмена (пусть бы и через, в прямом смысле слова, "взятие на вооружение") многих народов, каждый из которых теперь полагает, что лишь его предки всё это создали, а все остальные - украли!
Единственными наследниками кобанцев себя считают и вайнахи (тем более в Чечне находится крупнейшее городище у села Сержень-Юрт), и осетины (которым принадлежит сама Кобань), в меньшей степени балкарцы и сваны, и никто не готов признать, что частицы кобани есть как в них, так и во всех соседях.
Ближе к Новой эре в кобанском наследии становится больше скифских и сарматских веяний, будь то звериный стиль украшений или курганы, которых прежде над могилами не строили.
Сармато-кобанский симбиоз к 1 веку нашей эры породил новую общность - аланов, ну а их наследие - такой же точно камень преткновения: что осетин, что ингуш, что карачаево-балкарец одинаково заявят, что вот его предки - аланы, а другие - так в лучшем случае были их рабы!